НПО "Сатурн", будучи чрезвычайно технологически насыщенным производством, вынуждено выставлять одинаково высокие приоритеты в отношении практически всего спектра технологий автоматизации, применяемой в промышленном производстве. При этом заметные акценты делаются на процессном походе, и таким образом понятие сквозной автоматизации на предприятии уже сейчас является вполне материальным. Об этом рассказывает заместитель директора по ИТ НПО "Сатурн" Юрий Зеленков.

Intelligent Enterprise: Если ориентироваться на жизненный цикл продукции вашего предприятия, то на каком из его этапов на ваш взгляд в наибольшей степени востребована информационная поддержка?

Юрий Зеленков: Нельзя назвать стадию жизненного цикла авиадвигателя, на которой приоритет задач автоматизации ниже прочих, но проблему информационной поддержки процесса разработки новых изделий, наверное, можно выделить особо. То, что автоматизированное проектирование сокращает сроки разработки и экономит ресурсы, что это давно уже не завтрашний, а сегодняшний день деятельности конструкторского отдела, я думаю, понятно. Но не менее важно, что на этой стадии закладываются принципы работы с изделием во всех последующих фазах его жизненного цикла. Если угодно, ИТ-поддержка процесса разработки - это одновременно часть автоматизации процессов производства и эксплуатации.

При разработке изделия определяются его конструктивный облик и процессы изготовления - а это основная информация для производства. Само же производство, или, точнее, взаимодействие различных подразделений в ходе выполнения тех или иных операций по созданию двигателя, также во многом основано на информации об особенностях конструкторских решений, доступной в электронном виде. А значит, большинство подразделений так или иначе использует информацию систем автоматизации конструкторской деятельности - если не напрямую, глядя на чертеж, то косвенно, получая адекватно трансформированные для данного подразделения данные.

Далее существует фаза эксплуатации изделия, процессы которой также прорабатываются на этапе конструирования. Иными словами, создается конструкторская модель того или иного узла, и на ее основе строится модель ее обслуживания с учетом того, что узел уже находится в составе двигателя, а двигатель, в свою очередь, смонтирован на крыле самолета. Подчеркну, что все эти вопросы решаются в то время, когда "в железе" нет еще даже детали, о которой идет речь, не говоря уже о самом двигателе. Кроме того, надо отметить, что в авиационном двигателестроении в целом сейчас приоритетным направлением становится сервисная поддержка. Эту тенденцию в целях обеспечения конкурентоспособности, разумеется, должны учитывать и мы.

Каковы в таком случае основные акценты в информационной поддержке бизнеса и что заключает в себе понятие комплексного информационного решения в НПО "Сатурн"?

Здесь нужно опять сказать о мировых тенденциях в сфере нашего бизнеса, сместив при этом акцент непосредственно на информационные системы. В деле создания новых двигателей мы очень плотно сотрудничаем с французской компанией Snecma, а также взаимодействуем и с другими фирмами. Поэтому знаем их подходы к работе. Они в гораздо большей степени доверяют электронным данным. И если случается какой-либо инцидент, то проверяют хранящуюся в системе информацию. Для нас же данные на бумажном носителе или штамп на конструкторской документации всё ещё имеет очень большое значение. При этом наши западные коллеги обязательно должны использовать информационные технологии, способные обеспечить надлежащий уровень доверия к электронным данным, и нам известны случаи, когда компании, не соблюдающие данного условия, в случае возникновения серьезных инцидентов просто уходили с авиационного рынка.

Очень заметна ориентация зарубежных производителей на процессное управление и процессную автоматизацию, в то время как мы пока, увы, нередко находимся в плену устаревших схем функционального управления. Из процессного подхода, а также из жизненно важного в авиастроительной отрасли и очень интенсивного информационного взаимодействия следует, в свою очередь, необходимость делать серьезные акценты на сквозной информационной поддержке бизнеса. В результате при построении информационной политики мы вынуждены исходить и из внутренних приоритетов, о которых я сказал выше, и из только что упомянутых тенденций в сфере мирового авиастроения.

Стадия разработки, как я уже сказал, наиболее значима и критична для нас. Помимо CAD/PLM, для чего мы используем решения компании UGS PLM Solutions, к информационной поддержке здесь можно отнести суперкомпьютеры для инженерных вычислений и системы класса АСУТП, позволяющие в разы сократить время и стоимость разработки. Раньше двигатель создавался в течение десяти - пятнадцати лет, из которых только два-три года уходило непосредственно на разработку конструкции, а остальные - на доводку опытных образцов и сертификацию. Современный рынок определяет, что сроки проектирования должны быть снижены в три-четыре раза, а количество опытных изделий - не превышать десяти. Есть два пути сокращения цикла разработки: как можно точнее считать конструкцию (для этого мы применяем суперкомпьютеры) и собирать как можно больше информации при испытаниях опытных двигателей.

За все это приходится платить - внедрять очень серьезные в техническом отношении, да и далеко не дешевые системы класса АСУТП. Это более тысячи каналов одновременного съема информации в реальном времени, их визуализация, последующее хранение, применение специальных датчиков, работающих в условиях высоких температур и давлений, беспроводные технологии передачи информации и пр. Соответственно даже в отдельной области автоматизации, какой является АСУТП, нам не удаётся обеспечить полную унификацию используемых систем. Мы используем стандартные промышленные контроллеры, применяем программную систему сбора данных LabView компании National Instruments. Что касается наиболее совершенных систем автоматизации испытаний, то здесь, безусловно, можно применять только специализированные промышленные решения для нашей отрасли, которыми занимаются две-три фирмы во всем мире, такие как канадская MDS Aero Support или бельгийская LMS.
Что касается автоматизированных систем для эксплуатации, сервиса, а также логистики запасных частей, то сегодня мы ведем проект по внедрению так называемой ILS - системы логистической поддержки изделия в эксплуатации.

Учитывая всё возрастающую значимость электронных данных в поддержке жизненного цикла изделия, что конечно же будет иметь место и у нас в стране, мы должны уже сейчас стараться обеспечивать надежную и эффективную инфраструктуру хранения и обработки данных, которая, как известно, не создается за один день. Среди ключевых направлений я бы назвал развитие нашего датацентра, а также работы по совершенствованию систем хранения информации. Эти сферы технологий сейчас интенсивно совершенствуются и здесь мы стремимся применять самые последние технологические достижения. В частности, напрямую сотрудничаем с такими грандами компьютерной индустрии, как IBM, HP, Intel, Sun. Мы, я думаю, входим в число немногих российских заказчиков, которые проводят специальный анализ, выясняя, на каких задачах, к примеру, лучше ведут себя новейшие модели процессоров Opteron, а на каких - Itanium. Могу смело утверждать, что все это для нас отнюдь не вопрос престижа, а жизненная необходимость.

И, наконец, вопрос поддержки процессного управления находит у нас отражение в стремлении к сквозной автоматизации бизнес-процессов. Здесь все получается далеко не сразу, и длительность перехода к этой модели во многом зависит от десятилетиями складывавшейся культуры производства и традиций автоматизации. Однако на нашем совместном с компанией Snecma предприятии "ВолгАеро", расположенном в Рыбинске, мы уже формируем сквозную автоматизацию процессов. Предприятие это небольшое, рассчитанное на персонал в 200-300 человек, но с точки зрения организации производства мы рассматриваем его как прообраз будущего "Сатурна".

Пока мы обходили вниманием тему ERP-систем как неотъемлемой части комплексной автоматизации производства. Что бы вы могли сказать о применении этих продуктов на вашем предприятии?

Нередко приходится слышать, что внедрение ERP-системы обязательно должно быть первоочередной задачей автоматизации предприятия и что она представляет собой основу информационной поддержки бизнеса. Для нас же понятие сквозной автоматизации бизнес-процессов является куда более приоритетной задачей и более значимым термином. Сквозная же автоматизация, в свою очередь, представляет собой комплекс интегрированных друг с другом систем различного класса. Безусловно, в нём находится место и ERP-системе - или по крайней мере некоторым традиционным для решений данного класса модулям. По такому принципу, кстати, строится некий "образцовый" вариант ИТ-поддержки на предприятии "ВолгАеро", о котором я уже говорил. Но еще раз повторю, что ключевой термин здесь не "ERP", а "сквозная автоматизация". Сейчас мы активно исследуем технологии управления бизнес-процессами, опирающиеся на SOA и Web-сервисы, пытаемся сформировать стек программных продуктов, который позволит автоматизировать все аспекты интеграции систем. Если уж речь зашла о ERP, скажу, что сегодня у нас находится в эксплуатации солидный комплекс задач собственной разработки, который охватывает все основные учетные функции и функции планирования, накоплен большой опыт создания и внедрения таких комплексов, но мы, естественно, планируем переход от собственной разработки к использованию коммерческой системы, а если конкретно, то Oracle E-Business Suite. Разработан план перехода на эту систему и уже запущен ряд проектов.

А как вы вообще относитесь к собственным разработкам программных систем автоматизации? Опыт их проведения действительно у предприятия имеется, а кроме того, в "Сатурне" наверняка существуют уникальные процессы и задачи, которые трудно поддержать серийным ПО…

В общем, мы стараемся в максимальной степени использовать коммерческие продукты, хотя их функции далеко не всегда идеально ложатся на наш бизнес. Авиационная отрасль в значительной степени регулируется государством, и для того чтобы соблюсти все требования, приходится все-таки прибегать к разработкам в различных сферах поддержки жизненного цикла изделия. Что касается ERP, то здесь для нас как для компании, интенсивно взаимодействующей с ведущими российскими и зарубежными авиационными предприятиями, крайне важна технологичность решений, их соответствие с этой точки зрения новейшему мировому уровню. По этой причине мы также не делаем ставку на собственные разработки.

И наконец, надо учитывать масштаб и сложность задач. Так, мощные системы автоматизации испытания двигателей, о которых я говорил выше, мы уже не можем и не должны делать своими руками, не смотря на то что АСУТП всегда считались той областью, где внутренних программных разработок у предприятий традиционно немало.