Производственные компании вынуждены подходить к решению комплексного управления качеством с различных позиций. Это отражается и на подходах к автоматизации. "Уралкалий" - одно их предприятий, стремящихся решить проблему обеспечения качества, уделяя внимание всем необходимым для достижения данной цели направлениям работы и по возможности консолидируя их. О том, что это значит для ИТ-департамента, мы беседуем с ИТ-директором компании Сергеем Дурновцевым.

Intelligent Enterprise: Часто промышленные предприятия подразумевают под управлением качеством всевозможные меры промежуточного и выходного контроля продукции. Нередко это понятие ассоциируется с четкой формализацией бизнес-процессов и деятельностью по их совершенствованию. Акценты в политике автоматизации при этом бывают совершенно разные. Что значит управление качеством для "Уралкалия", и каковы основные направления его информационной поддержки?

Сергей Дурновцев: Задача управления качеством на нашем предприятии действительно комплексная, и она, по сути, имеет несколько постановок. В соответствии с теми же принципами можно рассматривать и информационные решения, призванные обеспечивать ИТ-поддержку управления качеством на "Уралкалии".

Физический контроль качества продукции, безусловно, очень важен с точки зрения управления качеством вообще. Соответственно важны и инструменты автоматизации данного процесса. Одним из таких инструментов для нас является система класса LIMS (laboratory information management system) американской компании Waters, проект по развертыванию которой в настоящее время идет на нашем предприятии. Поскольку эта категория ПО пока не распространена в России широко, поясню, что речь идет о единой системе автоматизации лабораторного контроля продукции, принятой на всех рудоуправлениях "Уралкалия". С ее помощью осуществляется непосредственный замер необходимых параметров, происходит визуализация результатов испытаний продукции, отслеживаются соответствующие исторические тренды и т. д. Кроме того, она позволяет организовывать документооборот, что опять-таки помогает сформировать единую систему контроля качества продукции в нескольких лабораториях. Вместе с тем по-настоящему полной и эффективной систему контроля можно назвать тогда, когда имеется возможность оперативно выдавать точные и достоверные данные о качественных характеристиках продукции не только внутри лабораторий, но и на любой стадии бизнес-процессов. А с точки зрения автоматизации это уже вопрос комплексного применения информационных систем.

Однако контроль продукции - всего лишь один аспект управления качеством. Еще одно не менее важное направление связано с обеспечением качества и постоянным совершенствованием бизнес-процессов. Оно уже более тесно ассоциируется с требованиями стандарта ISO 9000, по которому наша компания сертифицирована. Как раз этим летом у нас был запущен очень важный с точки зрения управления качеством проект, предусматривающий формализацию бизнес-процессов верхнего уровня всей компании, а также соответствующую проработку процессов более низких уровней. В отношении информационной поддержки здесь появляются уже несколько иные акценты. Тут мы говорим об электронном документообороте, а также о системах автоматизации моделирования и анализа бизнес-процессов, которые уже вполне известны на российском рынке как классы информационных продуктов. В некотором смысле консолидирующей системой ИТ-поддержки управления качеством, функции которой активно задействованы как при решении задач автоматизированного контроля продукции, так и в работе по совершенствованию бизнес-процессов, является ERP-система Oracle E-Business Suite, функционирующая на нашем предприятии.

Хочу также сказать, что продукция "Уралкалия" достойно конкурирует на мировом рынке по достойной же (а не демпинговой) цене. А этого можно добиться, если серьезно относится к управлению качеством на всех фронтах и на единой основе.

Часто слабостью в работе систем комплексной автоматизации на предприятиях становится то, что отдельные направления информационной поддержки бизнеса (например, работа ERP-системы, электронного документооборота и системы автоматизации физического контроля продукции) функционируют вне должной связи друг с другом. В то же время проблемы управления качеством, как выясняется, требуют комплексных ИТ-решений. Можно ли говорить о тесной связи этих направлений в рамках построения автоматизации процесса?

Можно и нужно, потому что управление качеством действительно способствует консолидации различных направлений корпоративной автоматизации. Реализация спецификации ISO 9000 неотделима от работы по формализации бизнес-процессов. Более того, согласно ISO 9000 бизнес-процессы необходимо постоянно совершенствовать. Информационная поддержка в данном случае состоит в том, чтобы формализация бизнес-процессов была зафиксирована в системе в какой-либо форме. В идеальном случае - в виде электронной модели бизнес-процесов. Чтобы совершенствовать бизнес-процессы, крайне важно доводить предложения по их улучшению (а они могут идти с любого рабочего места) до практического воплощения и при этом адекватно поддерживать их четкой методической процедурой. Реализация этой деятельности также тесно сопряжена с информационной поддержкой, и прежде всего с внедрением системы электронного документооборота. Все это означает, что электронный документооборот в контексте ИТ-поддержки управления качеством должен развиваться в очень тесной связи с развитием технологий создания и модификации электронной модели бизнес-процессов, в соответствии с которыми работает предприятие.

В рамках деятельности в области контроля качества продукции связь различных направлений информационной поддержки также необходима. Как я уже сказал, эффективность контроля повышается, когда реальные показатели качества доступны для выдачи на любой стадии бизнес-процессов. Это достигается за счет интеграции LIMS-системы с ПО управления производственной деятельностью верхнего уровня. В нашем случае - с модулем Oracle Process Manufacturing ERP-системы E-Business Suite. И хотя в настоящее время результаты испытаний, полученные с помощью программного обеспечения лабораторного контроля продукции, мы вводим в ERP-систему вручную, уже сейчас ставится задача полностью автоматизировать этот процесс.

И наконец, работы по обеспечению контроля качества продукции и деятельность по совершенствованию качества бизнес-процессов также тесно связаны между собой. Еще раз вспомним о том, что мы по определению должны постоянно демонстрировать улучшение параметров нашей деятельности. Как это осуществлять на практике? Имея отлаженную систему контроля качества продукции непосредственно на уровне выполнения производственных процессов, мы видим динамику изменения ее качественных показателей и понимаем, стоим ли мы на месте, прогрессируем или, наоборот, движемся назад. Но главное, что после обнаружения тех или иных тенденций в параметрах качества продукции у предприятия появляется возможность управлять качеством за счет совершенствования стандартов предприятия. Данное совершенствование предполагает наличие определенных управляющих воздействий, которые фиксируются в системе документооборота и, если необходимо, в модели бизнес-процессов. После этого все принятые модификации, направленные на улучшение и оптимизацию нашей работы, должны найти отражение в ИТ-поддержке нашей оперативной производственной деятельности, то есть в ERP-системе. Все эти операции целесообразно осуществлять в единой информационной среде, а это, по сути, и означает наличие комплексной ИТ-поддержки задач управления качеством. По крайней мере, "Уралкалий" стремится именно к этому.

Хорошо известно, что за автоматизацию контроля продукции на цеховом уровне, с одной стороны, и за построение информационной поддержки управления бизнес-процессами предприятия на уровне высшего и среднего менеджмента, с другой стороны, традиционно отвечают разные люди. Как в таком случае обеспечить единое руководство построением ИТ-поддержки управления качеством?

Вы правы. Отсутствие единой подчиненности в руководстве различными направлениями информационной поддержки (тут, как правило, имеются в виду автоматизация бизнес-процессов так называемого верхнего уровня и автоматизация техпроцессов) может создавать известные проблемы. Особенно когда речь идет о необходимости решения комплексных бизнес-задач, а таковой как раз и является задача автоматизации управления качеством.

Конечно, внедрение системы класса LIMS идет на "Уралкалие" в тесном сотрудничестве с технологами. Здесь приходится решать задачи стыковки ИС с оборудованием, контрольно-измерительными приборами, соблюдения метрологических характеристик и т. д. В этом плане подобная работа очень близка к деятельности по развертыванию на предприятии систем класса АСУТП или, как говорят, автоматизации нижнего уровня. Но в то же время мы очень серьезно занимаемся внедрением ERP-системы, и здесь нам приходится решать задачи и на совершенно другом, более высоком уровне управления предприятием. Однако комплексный подход к менеджменту качества, как мы уже сказали, предполагает интегрированное использование обеих систем. И это не говоря уже об электронном документообороте, также призванном служить неотъемлемым звеном систем ИТ-поддержки системы менеджмента качества (СМК).

С организационной точки зрения я, как CIO "Уралкалия", подчиняюсь директору по экономике и финансам, а управление АСУТП - соответственно директору по производству. Но вопросы ИТ-поддержки СМК надо действительно решать с единых позиций. Поэтому мы по возможности стремимся использовать процессный подход в управлении и считаем его чрезвычайно прогрессивным методом. Его использование, в свою очередь, позволяет мне в целом ряде случаев решать проблемы с начальником управления АСУТП напрямую. Кроме того, организационное построение руководства конкретными информационными проектами тоже способствует развитию единого подхода к решению задач автоматизации. Например, спонсором проекта по внедрению LIMS-системы, которая, казалось бы, больше относится к сфере АСУТП, у нас является мой непосредственный руководитель - директор по экономике и финансам "Уралкалия".

Но даже безотносительно к управлению систем качества грамотное, основанное на едином подходе использование ресурсов, задействованных в развитии различных направлений автоматизации, приводит к элементарной экономии, а также позволяет сократить количество ошибок и задержек во времени. Это хорошо мне известно и из предыдущего опыта работы.

Что можно сказать об особенностях использования конкретных информационных продуктов применительно к информационной поддержке системы менеджмента качества на "Уралкалии"?

Частично мы уже обсудили этот вопрос, говоря о совместной работе Oracle E-Business Suite и системы автоматизации лабораторного контроля продукции. В этой связи подчеркнем еще одну важную мысль: программная поддержка управления качеством - понятие вполне осязаемое, но при этом вряд ли реализованное целиком в каком-то модуле комплексной системы, или даже в одном, пусть даже очень мощном и функционально богатом, программном продукте.

Развертывая ERP-систему на предприятии, мы уже реализовали или планируем реализовать очень широкий диапазон функций ИТ-поддержки самых различных направлений бизнеса "Уралкалия". Но даже тогда в рамках решения задачи комплексного управления качеством необходимо дополнять их функциями системы лабораторного контроля.

Что касается информационной поддержки, осуществляемой с целью постоянного совершенствования управления качеством бизнес-процессов, то этот вопрос на предприятии во многом еще предстоит решить. Хотя здесь есть и нюансы. Как я уже сказал, при решении задач управления качеством нам необходимо рассматривать документооборот в тесной связи с возможностью работать с моделями бизнес-процессов. Эта связь должна, по идее, просматриваться в используемых нами продуктах. Мы достаточно внимательно проанализировали и продолжаем изучать рынок программного обеспечения электронного документооборота и вынуждены констатировать, что соответствующих систем, где бы присутствовала возможность работы не только с документами, но и с бизнес-процессами, очень мало. Спецификация ISO 9000, правда, не декларирует явно, в какой форме бизнес-процессы должны быть формализованы. Задачу в принципе можно было бы решить средствами "чистого" документооборота, то есть текстового описания бизнес-процессов. Тем более что на предприятии, как, наверное, и во многих компаниях, уже существуют традиции применения определенных программных систем управления документами, и факт этого наследия тоже надо учитывать. Вместе с тем наш опыт подсказывает, что работать с бизнес-моделями эффективнее и удобнее именно в графической нотации, причем с возможностью тесной привязки к системе управления документами. И здесь нам, конечно, потребуется адекватный выбор информационных продуктов, способных все это реализовать.

В целом же комплексный подход к автоматизации системы менеджмента качества обязательно требует единых принципов автоматизации, но при этом, наверное, разных информационных систем.