Все желающие выжить в наше непростое время должны стремиться к гибкости. Особенно это касается ИТ‑службы и ее сотрудников. Один из факторов гибкости — взаимозаменяемость и универсальность специалистов. Долой уникальность компетенций! Даешь спеца широкого профиля! О движении в этом направлении мы беседуем с директором по ИТ Международного Аэропорта Шереметьево Игорем Хохловым.

Intelligent Enterprise: Еще недавно все жаловались на катастрофический дефицит кадров. Существует мнение, что сейчас ситуация коренным образом поменялась и без особых проблем можно нанять хорошего специалиста…

Игорь Хохлов: На мой взгляд то, что сейчас на рынке появилось много хороших специа­лис­тов, — заблуждение. Все они как раз остались на своих предприятиях. А уволили тех, кто не сумел показать себя эффективным. В результате начиная с определенного уровня квалификации найти специалистов не так просто, и практически нет таких, кто мог бы активно включиться в процессы компании с самого начала.

Какие изменения происходят в управлении ИТ-персоналом вашей компании в связи с кризисом?

Вопросами оптимизации управления персоналом и повышения производительности труда мы занимаемся постоянно, кризис просто активизировал этот процесс. Численность дирекции по информационным технологиям составляет более двухсот человек. Мы планируем сократить ее на 10%, при этом существенно повысив производительность труда за счет ввода в эксплуатацию современных технологий управления персоналом, перераспределения нагрузки и совершенствования мотивации.

Но я убежден, что сначала нужно полностью задействовать внутренние резервы для повышения качества предоставляемых услуг и только потом сокращать неэффективных сотрудников. «Резать» по живым людям — это не самым оптимальный вариант. Политика компании состоит в том, чтобы сохранить своих сотрудников с имеющимся опытом, мотивировать их к расширению и совершенствованию компетенций. Поэтому численность пока сокращается за счет пересмотра вакансий и перераспределения кадров внутри дирекции по ИТ. До кризиса у нас было определенное количество открытых вакансий, но сейчас фактически действует временный «мораторий» на наем. Сократив численность в большем объеме, чем предусмотрено фондом оплаты труда, а также сэкономив на отказе от аутсорсинга для вновь внедряемых систем, мы получим возможность повысить среднюю зарплату тем людям, которые остаются работать.

Оптимизация осуществляется за счет подготовки специалистов более широкого профиля. Сотрудники первой линии поддержки, ранее специализировавшиеся исключительно в области телекоммуникаций, сейчас осваивают дополнительные компетенции с тем, чтобы и их можно было задействовать в первой линии поддержки пользователей информационных систем. И здесь большую роль играет обучение.

Каким образом у вас построен процесс обучения?

Руководство предприятия уделяет большое внимание вопросам подготовки и повышения квалификации ИТ‑специалистов. В 2008 году бюджет на обучение ИТ-персонала существенно вырос. Мы работаем над тем, чтобы распределить бюджет на обучение таким образом, чтобы использовать его максимально эффективно. Особое внимание уделяется процессам обмена опытом между сотрудниками дирекции. В нашем корпоративном университете наряду со специалистами проходят обучение руководители среднего и высшего звена, которые приобретают навыки управления предприятием. В специализированных областях ИТ мы пользуемся услугами внешних учебных центров, например «Академии АйТи».

Для обучения специалиста первой линии поддержки систем связи и информационных систем аэропорта необходимо как минимум три месяца. Естественно, все наши сотрудники технически грамотные и являются активными пользователями современного высокотехнологичного оборудования. Однако процесс переподготовки легко дается не всем. И с теми, кому это не под силу, мы вынуждены будем расставаться.

Необходимо отметить, что только некоторые сотрудники (по моим наблюдениям — треть) учатся с удовольствием, поскольку воспринимают это как возможность приобрести дополнительные компетенции и соответственно повысить свою рыночную стоимость как специалистов. Остальные к таким новшествам относятся без всякого интереса и энтузиазма и совсем не рады увеличению объема работ и расширению сферы деятельности. Но деваться некуда. Для тех, кто умеет и хочет работать, кто стремится повышать свой профессиональный уровень в области ИТ, наши двери всегда открыты. С теми, кто не способен, — придется расстаться! Пусть попробуют себя в других областях деятельности.