Организация работы транспорта играет далеко не последнюю роль в формировании концепции «умного города» в Сколкове. О планах, которые предпринимаются в этом направлении, мы беседуем с Федором Фантиковым, менеджером по управлению дорожной и транспортной инфраструктурой Объединенной дирекции по управлению активами и сервисами Центра разработки и коммерциализации новых технологий инновационного центра «Сколково» («ОДАС Сколково»).

Intelligent Enterprise: Одной из основных проблем строительства системы «умного транспорта» является проектирование транспортных развязок. Кто этим занимается в случае Сколкова и используются ли при решении этой задачи информационные технологии?

Федор Фантиков: Удоб­ная транспортная связь инновационного центра с Москвой обеспечивается за счет дорог, находящихся вне его территории, они пролегают по Москве и Московской области. Их обустройство осуществляется в рамках различных программ, инициированных как региональными, так и федеральными властями. Соответственно будущие развязки разрабатывает несколько структур, в том числе «Автодор» и Главное управление дорог Московской области. Эта работа координируется, чтобы решить поставленную задачу по обеспечению доступности территории Сколкова. Естественно, что при разработке развязок используются информационные технологии. Так, моделирование транспортных потоков ведётся с помощью программы VISIUM.

Насколько планируемую к реализации транспортную систему Сколкова можно считать частью общей системы «умный город»?

В инновационном центре предполагается использовать интеллектуальную транспортную систему в полном смысле данного слова. Это означает интеграцию оперативного управления всеми видами транспорта и возможность реакции на события в режиме реального времени. Центр управления будет располагаться внутри Сколкова. Параметры системы сейчас разрабатываются. Важно, что она станет составной частью всей системы «умный город», которая, как известно, реализуется в масштабах Сколкова и будет располагать дружелюбным к пользователю интерфейсом.

Будут ли в Сколкове использоваться новые виды транспорта?

Главная инновация Сколкова в отношении транспорта — это все-таки создание города, ориентированного на пешехода. То есть мы говорим о стремлении свести использование транспорта, особенно частного, к минимуму. Но территория инновационного центра должна быть доступна для жителей Москвы и области, поэтому серьезное внимание уделяется общественному транспорту.

Не исключено, что для связи с Москвой помимо электричек будет работать так называемый легкорельсовый транспорт, и сейчас рассматриваются различные его варианты. Предполагается использование электроавтобусов и вообще массовое применение электротранспорта внутри инновационного центра. Для традиционного автотранспорта с двигателями внутреннего сгорания въезд будет закрыт, и это один из основных постулатов транспортной концепции Сколкова. В отношении инновационных подходов можно отметить, что впервые в России будут созданы системы совместного использования велосипедов и автомобилей.

Что можно сказать относительно наиболее критичных узлов транспортной системы и методов решения соответствующих проблем?

Критичные для успешного функционирования системы узлы — это в первую очередь транспортно-пересадочные узлы Трехгорка и Солнечное. Перехватывающие паркинги тоже являются транспортно-пересадочными узлами. Для того чтобы обеспечить их функционирование, предполагается интеграция информационных и навигационных систем в рамках единой платформы «умного города». Обязательно будет создан единый транспортный интерфейс, ориентированный на потребности резидентов и гостей. Внутри него можно будет найти и использовать множество сервисов — от подсказки, на какую парковку вести машину, до оповещения о сроке прибытия местного автобуса.