В ярославской производственно-сервисной фирме «Автодизель-Сервис» (http://www.avdis.ru) завершился комплексный проект создания и внедрения системы управления ресурсами предприятия. Компания — дилер заводов КрАЗ и КамАЗ, «Автодизеля», Тутаевского моторного завода, Ярославского завода топливной аппаратуры и других предприятий России и ближнего зарубежья, автоматизировала на основе программного продукта «Система Алеф» бухгалтерский учет, финансы, оптовую и розничную торговлю, управление складским хозяйством, производство, а также управленческую отчетность.

По словам начальника отдела информации реализовавшей этот проект компании ИНКАП (http://www.incap.ru) Александра Белякова, пересмотр взглядов на ведение учета начался на предприятии с появлением нового финансового директора. Рост конкуренции и уменьшение нормы прибыли поставили перед руководством «Автодизель-Сервиса» задачи сокращения издержек, повышения качества обслуживания клиентов и расширения ассортимента товаров (предложение клиенту продукции и других предприятий, в том числе МАЗа). Кроме того, обозначились планы открытия магазинов не только для оптовых, но и для розничных продаж. С целью эффективной реализации всех поставленных задач было принято решение о приобретении корпоративной информационной системы.

Основным критерием при определении стратегии автоматизации была характеристика команды, привлекаемой к реализации проекта. В первую очередь она должна была быть местной (региональной) и обладать опытом решения сопоставимых по сложности задач. Выбранная заказчиком компания ИНКАП на первом этапе проекта выполнила обследование предприятия, провела анализ и описание текущего состояния бизнес-процессов, выявила требования к будущей информационной системе. По завершении этого этапа была сформирована совместная группа, основной задачей которой был выбор системы.

Согласно требованиям заказчика, это должна была быть отечественная система с проработанным и адаптированным к российским особенностям учета финансовым блоком. Кроме того, система должна была представлять собой помодульно внедряемый конструктор, позволяющий автоматизировать любые бизнес-процессы, в том числе в холдинговой структуре. Также учитывалось наличие типовых решений, опыт внедрений и невысокая стоимость системы. После детального анализа по данным параметрам и посещения предприятий, на которых уже завершены подобные проекты, была выбрана «Система Алеф», разработанная отечественной компанией «Алеф Консалтинг & Софт» (http://www.alef.ru).

Проект стартовал в сентябре 2001 года, в ходе его были внедрены модули «Логистика», «Бухгалтерский учет», «Налоговый учет», «Финансы» и «Производство». Как рассказал г-н Беляков, до внедрения ERP-системы на предприятии использовалась программа «1C», которая работала с несколькими независимыми базами, что сказывалось на оперативности и достоверности данных. Корректные данные по бухгалтерскому учету ежемесячно предоставлялись только к двадцатому числу, когда уже было необходимо сдавать отчетность в налоговую инспекцию. Отсутствие достоверной информации о реальных остатках на складах существенно влияло на эффективность работы коммерческого отдела и соответственно сказывалось на удовлетворенности клиентов.

«Система Алеф» полностью заменила «1C», охватив и те участки, которые ранее не были автоматизированы. На сегодня созданная в «Автодизель-Сервис» система объединяет более 50 автоматизированных рабочих мест.

Руководство «Автодизель-Сервиса» отмечает, что внедрение ERP-системы позволило фирме оптимизировать использование финансовых и материальных ресурсов, повысить эффективность оперативного управления снабжением и сбытом, улучшить качество обслуживания клиентов, регулировать количество запасов, устраняя их дефицит и залеживание, снижая тем самым складские издержки. Поддержку и дальнейшее развитие внедренной ERP-системы полностью взяла на себя сформированная в ходе проекта группа, состоящая из специалистов отдела информационных технологий «Автодизель-Cервиса».