Придя в ресторан или кафе, мы вряд ли обрадуемся, если вместо широкого выбора нам предложат комплексный обед с фиксированным набором блюд. Всегда приятнее сделать заказ из большого меню в соответствии с собственными вкусами и предпочтениями. Именно такой принцип положила в основу своей новой стратегии перехода к IP-решениям для корпоративного сектора компания Alcatel (http://www.alcatel.ru).

На конференции бизнес-партнеров подразделения Enterprise Networking из Центральной и Восточной Европы, проходившей в середине октября в Вене, во дворце Ауэршперг, кроме новых стратегии и решений, было также объявлено о грядущих изменениях в партнерской политике. Крупнейший партнер по корпоративным решениям на территории СНГ — компания Adventus (http://www.adventus.ru), выделившаяся из состава Alcatel около двух лет назад. До последнего времени она была эксклюзивным партнером Alcatel на территории бывшего СССР, и лишь недавно было принято решение о расширении партнерской сети. Русскоговорящие специалисты Adventus, а также других российских компаний, готовых подписать соглашение с Alcatel, составляли, пожалуй, самую значительную часть участников конференции (около 50 из 250). Примечательно, что партнеры Alcatel из бывших советских прибалтийских республик также общались между собой по-русски, хотя и каждый со своим акцентом.

Конференции бизнес-партнеров предшествовала пресс-конференция для центрально- и восточноевропейской прессы, на которой выступили четверо руководителей подразделения Alcatel Enterprise Networking.

Подразделение корпоративных сетей (Еnterprise Networking), которое возглавляет Жан-Люк Фурнье, входит в компании Alcatel в группу Private Communications (кроме него, в составе группы есть подразделения, занимающиеся спутниковой связью, решениями для транспорта и сетевой интеграцией, а также компонентами и источниками питания для промышленности). На долю Private Communications приходится в Alcatel 4,7 млрд (28%) из 16,5 млрд евро общего оборота за 2002 год. Две других группы, Fixed и Mobile Communications, обеспечивают соответственно 46 и 26% доходов. Объем продаж у компании по-прежнему намного ниже, чем два-три года назад (24—25 млрд евро), деятельность ее так же убыточна по большинству показателей, хотя потери все-таки медленно сокращаются, а по итогам II квартала нынешнего года Alcatel впервые с начала кризиса удалось достичь положительной прибыли в 21 млн евро. И хотя по сравнению с I кварталом продажи выросли на 6% и достигли 3,15 млрд евро, они на 26% ниже аналогичного показателя за II квартал прошлого года (4,23 млрд евро). При этом, по данным внутрикорпоративной статистики, наибольшую прибыль (37 млн евро) принесла именно группа Private Communications, в то время как чистая прибыль Mobile Communications составила 10 млн евро (снизилась более чем в два раза по сравнению со II кварталом прошлого года), а группа Fixed Communications только-только выбралась из убытков и достигла нулевого показателя (еще 26 млн евро убытков связаны с расходами на другие подразделения и реструктуризацию).

Итак, по мнению руководства Alcatel Enterprise Networking, IP-телефонии принадлежит ведущее место в создании "предприятия без границ", в котором сотрудники независимо от их местонахождения постоянно имеют доступ к корпоративным информационным и системным ресурсам, и ими постоянно и централизованно можно управлять в режиме реального времени. Немаловажны при этом снижение общей стоимости владения информационной и телекоммуникационной структурой, а также быстрый возврат инвестиций. В набор решений для корпоративных сетей входит семейство коммутаторов OmniSwitch различной производительности для ядра сети, распределительных узлов зданий и этажей, коммутаторы OmniStack для рабочих групп и небольших офисов, а также система сетевого управления OmniVista, в которую включены средства управления качеством обслуживания OmniTouch QoS. Их органично дополняют коммуникационные серверы OmniPCX Enterprise и OmniPCX Office, IP-УАТС, допускающие плавную миграцию от традиционных TDM и конвергентных систем, в частности, популярной станции OmniPCX 4400. Для организации обслуживания входящих вызовов в набор продуктов входит Omni Contact Center Solutions, самое популярное в Европе решение для организации корпоративных центров обслуживания вызовов, и полнофункциональная система защиты информации CrystalSec.

Для анализа способов и сроков возврата инвестиций Alcatel предлагает своим партнерам бесплатную экспертную систему, с помошью которой, ответив на полтора десятка вопросов, руководство компании-клиента сможет оценить перспективность перехода на IP-коммуникации. Кроме того, новое программное средство позволит определить, в какой степени можно уменьшить расходы в кратко- и среднесрочной перспективе, равно как и достичь дополнительных продаж благодаря IP-технологии.

Возврат инвестиций достигается за счет трех категорий: экономия во время поставок (прямые ROI), экономия на суммарной стоимости владения оборудованием (ТСО) и полная экономическая продуктивность (TEV — Total Economic Value), выражающаяся в увеличении производительности и дополнительных продажах.

При этом, по словам директора по маркетингу в странах Центральной Европы Курта Глатца, в некоторых случаях для клиента предпочтительным может оказаться дальнейшее развитие традиционной TDM-инфраструктуры, а не полный переход на IP. В общем случае необходим "порционный" (a la carte) подход к IP, и не существует одинаковых, сразу пригодных для всех фирм решений. Клиент может выбрать то, что ему нужно, а задача Alcatel — помочь специалистам компаний принять правильное решение, максимально эффективное с учетом кратко- или среднесрочной перспективы.