Специалисты отдела электронного управления нефтедобывающего предприятия ОАО «СМП-Нефтегаз» разработали программно-аппаратный комплекс автоматизированной выдачи и обработки путевых листов, интегрированный с программой «1С: Управление автотранспортом» и системой спутникового мониторинга транспорта и контроля расхода топлива. Реализации проекта предшествовало внедрение системы Omnicomm на 218 машин «СМП-Нефтегаз», которое началось в июне 2012 года. Сейчас использование системы контроля, установленной на МАЗы, КАМАЗы, грейдеры, бульдозеры и катки, вводится в промышленную эксплуатацию. «Это означает, что учет расхода ГСМ теперь будет вестись по фактическому расходу, а не по нормам, заявленным производителями техники», — рассказал Артур Каримов, директор компании «Омникомм-Внедрение», куратор процесса запуска системы спутникового контроля в «СМП-Нефтегазе».

Разработанный на предприятии терминальный комплекс позволяет охватить «полный цикл жизни» путевого листа (ПЛ) — с момента его получения водителем в начале смены (при выезде из гаража), до момента закрытия ПЛ, т. е. до момента окончания смены и возвращения машины в гараж.

Получение путевого листа через терминал производится водителем самостоятельно с помощью специального брелока, «привязанного» к конкретному транспортному средству, оснащенного системой Omnicomm. После того, как путевой лист активирован и распечатан, системой мониторинга в режиме онлайн «снимаются» данные с транспортного средства о его местонахождении, уровне топлива в баке, оборотам двигателя, подъемам кузова и другим параметрам. По возвращению в гараж, водитель также самостоятельно закрывает путевой лист, используя штрих код.

К моменту закрытия водителем путевого листа в терминальном комплексе уже имеется вся информация об эксплуатации транспортного средства за смену, полученная из Omnicomm. Для проведения операции на дисплей терминала выводятся все параметры работы машины. При выявлении сливов горючего система сразу указывает время и количество слитого топлива, а также «просит» подготовить объяснение для службы безопасности, которой автоматически отправляется извещение о выявленном факте нарушения.

«На нашем предприятии ежедневно каждому водителю открыто демонстрируется полный контроль, и ни у кого даже мысли не возникнет „баловаться“ с топливом, — рассказывает Марат Ахметшин, директор по собственности ОАО „СМП — Нефтегаз“. — Фактически, водитель один на один остается с электронной системой, которую нельзя обмануть. С ней нельзя договориться как с диспетчерами, заправщиками и инженерами ГСМ».