Yota — крупнейший оператор мобильного интернета стандарта LTE в России. Из-за высокого темпа роста популярности сети интернет компания столкнулась с увеличением объемов потребляемого трафика. Чтобы не допустить критических перегрузок на сети, было решено принять превентивные меры по оптимизации трафика. Для решения этой задачи Yota организовала конкурс на внедрение системы класса DPI. Наилучшее решение было предложено компанией «Инфосистемы Джет».

Пилотное внедрение проводилось в Санкт-Петербурге. Включение DPI-комплекса Procera Networks в сетевую инфраструктуру позволило увидеть структуру проходящего трафика в разрезе сервисов по степени интерактивности.

Для возможности управлять приоритетами сервисов и контроля перегрузок на сети потребовалось интегрировать комплекс с действующей в Yota системой PCRF[iii]. DPI анализирует контент только в разрезе сервисов, а система PCRF, непосредственно связанная с LTE и BSS (подсистемой базовых станций), всегда обладает актуальной информацией о состоянии сети. Интерфейсы для взаимодействия двух комплексов обеспечил программный продукт JSM.

Совместная проектная команда разработала и настроила универсальную модель управления сетью, состоящую из более чем тысячи правил. Главный действующий принцип — при любых флуктуациях трафика преимущество в скорости получают интерактивные сервисы, при этом работа остальных приложений остается стабильной.

В завершение реализовано управление трафиком базовых станций в условиях перегрузок. В случае их 100% утилизации PCRF дает системе DPI команду о применении дополнительных механизмов приоритизации трафика. При этом комплекс в режиме реального времени гибко подстраивается под меняющиеся условия (изменения числа абонентов, ухудшение сигнала в плохую погоду, наличие шумов и помех от соседних станций или зданий и т. д.), и в результате пользователи получают более качественный сервис.

Решение было тиражировано в Москве, Сочи, Самаре, Краснодаре, Владивостоке и Новосибирске. В каждом регионе настраивались свои правила приоритизации — исходя из полученной статистики и модели потребления услуг. Работы велись параллельно, поэтому реализация проекта заняла всего 8 месяцев.

«Новый комплекс позволил существенно улучшить предоставление сервиса абонентам и динамически подстраиваться под текущее состояние инфраструктуры сети, — подвел итоги технический директор компании Yota Андрей Нестеров. — Использование интернет стало более комфортным. При этом нам удалось отказаться от постоянного расширения внешних каналов связи, повысить емкость сети, что в целом позволило сократить капитальные затраты».