В исследовании, посвященному влиянию IT на сферу управления персоналом, приняли участие около 1200 респондентов — лиц, принимающих решения в области управления персоналом. При этом 38% опрошенных — HR-директора и руководители департаментов управления персоналом, 24% — генеральные директора и собственники бизнеса, 23% — HR-менеджеры. Респонденты представляют компании различного масштаба и секторов рынка, работают во всех регионах России.

Большинство опрошенных уверены в том, что и сейчас, и в пятилетней перспективе главными задачами HR-департаментов будут подбор, обучение и развитие персонала, а также формирование системы мотивации сотрудников.

По оценке респондентов, компании все чаще внедряют информационные технологии в сферу управления персоналом, автоматизируя большинство подобных процессов. Это говорит о том, что HR-специалисты уже сейчас фокусируются на более сложных задачах, переложив рутинную часть своей работы на плечи «умных» систем.

В ближайшие 3-5 лет внедрение технологий автоматизации HR станет одной из приоритетных задач — наряду с подбором, обучением и мотивацией сотрудников.

На момент проведения исследования комплексная система автоматизации HR-процессов (единая программа, позволяющая автоматизировать подбор, обучение, тестирование, оценку персонала и пр.) была внедрена только у 4% респондентов. У 13% опрошенных была автоматизирована только часть процессов (например, только система для подбора персонала). Еще 48% не пользовались подобными решениями, а оставшиеся 35% респондентов планируют начать использовать автоматизированные системы управления персоналом.

Участники исследования выделили приоритетный для автоматизации функционал. Так, 32% опрошенных планируют внедрять системы для поиска и подбора персонала, 19% — для его оценки, 19% — для обучения сотрудников, 2% респондентов будут использовать их для аттестации сотрудников, 2% — для мотивации, 1% — для прогнозной аналитики (например, оценка текучки кадров на следующий год, прогноз успешности человека на занимаемой им позиции и т. д.).

НСM-cистемы (Human Capital Management, системы управления человеческим капиталом) только начинают завоевывать признание в России. Они повторят рыночный путь развития CRM-систем. Если CRM — это концепция управления взаимоотношениями с клиентами компании, и её ценность признана бизнесом, то время признания концепции управления человеческим капиталом в компании только приходит.

Николай Цаллагов, генеральный директор Mirapolis, эксперт в области управления человеческим капиталом, отмечает: «В развитых странах большую часть инвестиций направляют именно в человеческий капитал и инновационные технологии, — это обеспечивает государствам мировое лидерство. К сожалению, пока Россия заметно отстает по уровню развития кадров и технологий. В глобальном рейтинге конкурентоспособности талантов страна занимает лишь 51-ое место. Это происходит из-за того что пока 95% отечественных компаний не используют методологии управления талантами. „Умные“ инвестиции в HR и передовые IT — безальтернативный способ увеличить качество и скорость развития человеческого капитала в России сегодня. Мы сможем догнать технологически развитые страны, только используя эти возможности».