По данным экспертного опроса, проведенного компанией R-Style Softlab, более трети представителей банковского сектора оценивают технологическую готовность банков, в которых они работают, к поддержке FATCA на 50%, а четверть — до 100%. При этом, около 30% банков, принявших участие в исследовании, выразили намерение развивать самописные решения силами внутренних IT-подразделений, а 33% — предпочтут приобрести готовый продукт от разработчиков. Также большинство всех опрошенных (83%) ответили, что не планируют обращаться к западным производителям софта при выборе необходимого IT-решения, аналогичный вывод был получен от 100% респондентов, подтвердивших интерес к готовым разработкам IT-вендоров. Очевидно, что эту нишу займут российские компании.

Для соответствия требованиям закона банкам необходимо решить первоочередную задачу: выстроить технологию выявления и классификации американских налогоплательщиков. Для крупных российских кредитно-финансовых организаций, где количество счетов, подпадающих под условия FATCA, достаточно велико, это превращается в трудоёмкий и дорогостоящий комплекс работ. «Как правило, задача такого уровня включает услуги консультантов, изменение технологии обслуживания клиентов, проведение обучения сотрудников, а также модификацию IT-систем, — отметил Даниил Капцан, директор по маркетингу R-Style Softlab. — Без специального IT-решения по поддержке требований FATCA в этом процессе не обойтись».

Формирование требований к FATCA-решению продолжается, однако его базовые функциональные блоки понятны всем игрокам: и банкам, и ИТ-вендорам. Оно должно включать:

• Возможность ввода и хранения в базе данных информации (а также учета истории изменений) о клиентах банка, позволяющей идентифицировать американских налогоплательщиков.

• Осуществление процедуры классификации клиента в соответствии с требованиями FATCA (как для физических, так и для юридических лиц).

• Реализацию процедуры идентификации счетов, принадлежащих американским налогоплательщикам, в соответствии с требованиями FATCA.

• Формирование и отправка отчётов в российские уполномоченные органы и IRS в регламентированном формате.

• Мониторинг операций клиентов банка, подпадающих под требования FATCA.

«Уже сегодня IT-разработчики, в том числе и наша компания, продумали, как минимум, два подхода: развитие FATCA-решения в рамках установленного и эксплуатируемого банком IT-продукта от разработчика, например АБС, и создание внешнего специализированного модуля с организацией двустороннего обмена информацией между этим модулем и уже используемым в банке программным комплексом», — резюмировал Даниил Капцан.