В конце апреля в Марбелье (Испания) прошла вторая ежегодная конференция "Открытые технологии-2001", организованная компанией "Открытые технологии" (http://www.ot.ru). В конференции участвовали представители промышленных, нефтегазовых предприятий и финансовых институтов, государственных организаций и телекоммуникационных компаний, отвечающие за вопросы информатизации и принимающие решения в области внедрения и развития информационных технологий (ИТ), специалисты фирм-производителей программного и аппаратного обеспечения. Общее число участников конференции - более 130 человек.

Программа конференции включала 22 доклада, подготовленных специалистами "Открытых технологий" и представителями компаний APC, Cisco Systems, KPMG, Oracle, Remedy Corporation, Sun Microsystems и Veritas Software, и 2 "круглых стола", где участники конференции могли поделиться собственным опытом и задать вопросы всем докладчикам.

Тематика конференции охватывала многие вопросы, которые стоят перед руководителями ИТ-подразделений: корпоративные ИС, системы класса B2B, хранилища данных, сетевая инфраструктура, управление информационными ресурсами предприятия, Call Centers, Интернет-порталы, решения в области IP-телефонии, системы класса CRM, Help Desk, интеллектуальные здания, аудит корпоративных сетей. Особое внимание уделялось внедрению ИТ как средству повышения эффективности функционирования современного предприятия, а также вопросам обеспечения безопасности ИС.

Сергей Калин, президент компании "Открытые технологии", в беседе с Мариной Никитиной, издателем Enterprise Partner, поделился своими мыслями о проблемах внедрения корпоративных систем.

Enterprise Partner: Ваша компания второй год подряд проводит зарубежную конференцию для своих партнеров и заказчиков. Какова цель такого мероприятия?

Сергей Калин: Сегодня уже никто не ставит под сомнение необходимость внедрения ИТ на современных предприятиях. Имея богатый практический опыт, мы сочли возможным поделиться с участниками конференции нашими знаниями, рассказать о наших подходах к реализации ИТ-проектов. Не случайно на данную конференцию мы приехали в расширенном составе, что дает возможность познакомить всех присутствующих с новыми продуктами и технологиями, тенденциями развития рынка ИТ, обсудить наиболее актуальные проблемы, возникающие при внедрении и развитии ИС на предприятиях различного профиля, выработать рекомендации по их успешному внедрению.

ЕP: Когда, по Вашему опыту, вопрос информатизации предприятия становится актуальным для его руководства?

СК: По моему мнению, вопрос об информатизации реально встает только тогда, когда у предприятия появляется эффективный собственник, нуждающийся в оперативной и объективной информации о том, что происходит на предприятии. Такой руководитель заинтересован в том, чтобы все звенья работали эффективно, оптимально взаимодействовали друг с другом. Только современные ИС в состоянии предоставить управленцу всю необходимую информацию для принятия решений.

К сожалению, число эффективных собственников российских предприятий пока еще невелико. Люди старой формации, которые сегодня преимущественно возглавляют предприятия и организации, неизбежно уйдут, но это произойдет не завтра. Надеюсь, что им на смену придут управленцы и собственники, которым выгодно, чтобы бизнес предприятия был прозрачным.

EP: Что должно происходить вслед за принятием решения об информатизации предприятия? С чего этот процесс должен начинаться и как это происходит в реальной жизни?

СК: Конечно, начинать нужно с аудита существующей ИС, который должна провести независимая компания. Цель этой работы - анализ потоков передаваемой информации, выработка рекомендаций по оптимизации процессов и обеспечению нормального функционирования корпоративных сетей в течение определенного периода развития.

Подходы к реализации ИТ-проектов сегодня изменяются, что предъявляет высокие требования к квалификации специалистов, решающих эти задачи. Как правило, опыт сотрудников ИТ-служб основан на проблемах, с которыми им пришлось столкнуться в ходе эксплуатации существующей системы, а этого опыта бывает недостаточно для развития и совершенствования ИС. В случае, если у заказчика всего несколько устройств от одного производителя, это не слишком трудоемкий процесс, но когда речь идет о большой сети, в работе которой задействовано оборудование различных производителей, то зачастую специалисты ИТ-службы предприятия отвечают каждый за свое оборудование, и уровень общего понимания происходящих процессов сразу же снижается. Недостающий опыт могут принести компании, предоставляющие консалтинговые услуги.

Приглашая аудитора, заказчик должен правильно сформулировать ему свои бизнес-цели. В противном случае может случиться так, что он за огромные деньги получит пару десятков или даже пару сотен страниц теоретических выкладок и итоговую рекомендацию полностью изменить существующие технологии работы. В реальной жизни, как правило, идет подстройка процесса информатизации под существующую структуру и технологию бизнеса - что не всегда плохо или неправильно. Это сообщающиеся действия.

Естественно, что процесс аудита не был бы полным, если бы не предусматривал оценку политики безопасности в корпоративной сети. Актуальность этого вопроса диктуется не только возрастающим числом атак на корпоративные ресурсы, но еще и процессами видоизменения современных сетей в части расширения их мультисервисных возможностей. Без четко поставленных процедур аудита и последующего принятия решений по корректировке процессов, происходящих в сети, невозможно предупреждение проблем, связанных с ее функционированием.

EP: На чем можно и на чем нельзя экономить, когда идет процесс информатизации?

СК: Экономить можно на всем, но при этом нужен разумный подход, нужно уметь считать. Нас часто спрашивают, как мы можем посчитать эффективность внедрения той или иной системы. Допустим, речь идет о системе хранения данных. В этом случае мы отвечаем, что все зависит от того, сколько, по мнению заказчика, стоят его данные. Если данные стоят 100 тыс. долл., а в систему защиты он вкладывает 200 тыс., то такой подход можно считать неэффективным. Если же данные стоят 100 млн. долл., то, наверное, на их защиту можно и нужно потратить 200 тыс. долл.

EP: А научились ли компании правильно оценивать свои информационные ресурсы?

СК: Во всяком случае, частные компании учатся считать деньги. Мы видим этот процесс в динамике. Еще пять лет назад этого нельзя было сказать. К сожалению, государственные компании пока денег не считают, у них нет такой культуры. Это проблема нашей страны в целом.

EP: Можно ли экономить на безопасности ИС?

СК: Экономить нельзя, но оптимизировать расходы можно. Если грамотно организовать взаимодействие между подразделениями и людьми внутри компании, то можно потратить меньше денег на ИТ. Есть простые вещи, которые нужно правильно выстроить внутри организации, а потом уже на это накладывать ИТ-решения.

EP: На какой сервис со стороны вендора может рассчитывать заказчик?

СК: Ответ на этот вопрос зависит от модели работы вендора - работа через партнеров или прямые продажи. В России в 90% случаев вендоры работают через своих партнеров. Мы считаем, что сервис - это вопрос номер один. Как правило, сервисные службы вендоров в состоянии обслуживать только собственное оборудование, мы же предлагаем клиенту комплексное обслуживание всей системы. В этом наше отличие от многих компаний и преимущество для заказчика. У нас есть свой собственный сервисный центр, который заключает с заказчиками контракты на обслуживание.

Компаний, которые могут поставить заказчику оборудование Cisco или Sun, много. А вот компаний, которые могут поставить серверы Sun, настроить их, построив сложную кластерную систему, SAN, и все это сопровождать круглосуточно, немного, их можно пересчитать по пальцам. В этом и есть ценность нашего бизнеса. Когда мы идем к заказчику, то мы предлагаем не только оборудование, но и массу необходимых ему услуг. То, что мы умеем делать, оказывает колоссальное влияние на принятие заказчиком решения о выборе партнера.

К сожалению, нормально и конструктивно решить все проблемы можно не с каждым заказчиком. У некоторых из них, помимо отделов автоматизации, есть еще так называемые отделы маркетинга. ИТ-специалисты работают вместе с интегратором над проектом; как правило, это достаточно длительный процесс. Когда же наступает время закупки, то спецификации, подготовленные в ходе работы над проектом, передаются в отдел маркетинга, который и будет осуществлять закупки. Специалисты этого отдела веером рассылают подготовленную нами спецификацию во все концы света. Полученные ими предложения по ценам зачастую лучше нашего, что вполне объяснимо, так как работа по проектированию тоже имеет цену, но редко оплачивается отдельно. Мы пытаемся объяснить отделу ИТ, что такой подход к закупкам неправилен, а в ответ слышим - у нас так устроено. Маркетологов при этом не интересует, что потом будет с проектом, кто его будет реализовывать, сопровождать. Их цель и назначение - делать закупки по оптимальным ценам.

EP: В какой степени Ваши заказчики готовы к ИТ-аутсорсингу? Что выгоднее для заказчика - содержать собственный штат специалистов или отдать все на аутсорсинг, например такой компании, как, "Открытые технологии"?

СК: Я практически не знаю в России случаев реального ИТ-аутсорсинга. Здесь все определяется не тем, выгодно это или невыгодно. По сути, это политический вопрос: готов заказчик отдать всю информацию о себе посторонней организации или нет. Ведь ИТ - это не только компьютеры и провода, это информация, а ее защита является ключевым фактором при принятии таких решений. Думаю, что в России это невозможно. Ни одна крупная частная компания, в моем понимании, никогда не отдаст информацию в чужие руки. Хотя мы бы с удовольствием занимались таким сервисом, потому что у нас есть все необходимые для этого ресурсы.