Джастин Кестелин, Глеб Галкин

"Суть не в том, чтобы собрать данные, а в том, что с ними потом делать" - примерно так будет звучать лозунг для специалистов в области управления производительностью в 2003 году. Вместо того чтобы пассивно собирать данные для бизнес-аналитики (BI) и складировать их в закрома высших руководителей, интеллектуальные предприятия все чаще будут обращаться к таким концепциям, как Six Sigma, Balanced Scorecard и Malcolm Baldridge, - в них производственные показатели не просто отслеживаются и сравниваются с аттестационными нормами, но и применяются по всему предприятию на всех уровнях организации. По прогнозам экспертов, методологии, аналогичные Six Sigma или Balanced Scorecard, будут необычайно популярны в 2004 году.

Между тем для компаний, специализирующихся на решениях BPM (Business Performance Management), настала пора жесткой конкуренции. И это не замедлило сказаться на структуре рынка. В 2003 году Cognos, купив за 160 млн долл. компанию Adaytum, всерьез накалила обстановку в данном сегменте. Adaytum - известный поставщик решений в области планирования корпоративной производительности, эта компания была включена в список перспективных компаний в обзоре Intelligent Enterprise на 2003 год.
По словам одного из руководителей Cognos, последние пять лет Adaytum является самой динамичной компанией в мире в области ПО для планирования корпоративной производительности, а ее разработки позволят Cognos упрочить собственные позиции в этом сегменте. В принципе руководители Cognos не скрывали, что компания и сама разрабатывает аналогичные решения, но, по словам исполнительного директора Cognos Рона Замбонини, покупка на полтора года ускорит реализацию данной инициативы. Специалисты считают, что первым шагом Cognos будет интеграция разработок и создание нового расширенного портфеля продуктов управления производительностью. Продукт Adaytum ePlanning и пакет бюджетирования Cognos Finance функционально дополняют друг друга, и логично предположить, что со временем функции этих предложений будут консолидированы.

Поглощение серьезно взбудоражило рынок BPM-решений: Cognos теперь составляет конкуренцию компаниям Hyperion и SAS, входя вместе с ними в группу ведущих поставщиков средств, которые объединяют функции BI и планирования, бизнес-показатели, а также финансовые процессы (с различной степенью упора на интеграцию). В 2004 году эти компании будут "дышать друг другу в затылок", между тем как спрос на решения по управлению производительностью будет неуклонно нарастать.

Но не только указанные три компании борются за этот рынок. В первой половине 2004 года свои новые стратегии на рынке управления производительностью обнародуют такие гранды отрасли, как Business Objects и Microsoft (по крайней мере именно на это прозрачно намекали представители обеих компаний). Кроме этого, поставщики корпоративных приложений, например Lawson Software и PeopleSoft, также считают управление корпоративной производительностью своей исконной территорией и не склонны отдавать ее кому-либо, даже если этот кто-либо зовется Microsoft. Будет неудивительно, если до конца 2004 года на этом рынке появятся и новые нишевые игроки. Таким образом, к концу нынешнего года рынок BPM-решений будет напоминать бурлящий котел.