В конце мая 2009 года в Новосибирске при полном аншлаге прошла конференция IDC «Защита информации, виртуализация и эффективность центров обработки данных». Темы, надо сказать, были собраны весьма разноплановые. Однако у них все же имелось общее свойство — повышенная актуальность на фоне кризиса.

Согласно известным законам маркетинга, актуальность этих проблем объясняется именно изменениями во внешней среде. Рост угроз информационной безопасности, связанный с эскалацией социальной напряженности и массовыми увольнениями программистов, заставляет пересмотреть подходы к антивирусной защите; необходимость снизить затраты на закупки и эксплуатацию оборудования повышает интерес к технологиям виртуализации; повышенные требования к гибкости и невозможность крупных единовременных вложений в инфраструктуру приводят к повышению спроса на аутсорсинговые ЦОДы…

Вроде все правильно, но есть, правда, ощущение, что внимание к этим темам в ИТ не вызвано непосредственно кризисом. Возможно, все дело в том, что продукты, поддерживающие решение обозначенных задач, в нынешней ситуации легче продать, чем что бы то ни было другое. А сама по себе постановка задач связана с достижением определенного уровня зрелости. Кризис не может обеспечить быстрое взросление, зато безжалостно вскрывает инфантильность. Информационная безопасность — это перманентная головная боль и ахиллесова пята всего мира, а не только нашей страны и не только в кризис. Дело не в том, много угроз безопасности или мало, а в концептуальной целостности ее обеспечения. Виртуализация — наимоднейшая тема последней пятилетки, но информация об успешно реализованных проектах появилась совсем недавно, и выяснилось заодно, что слишком много управленческих, организационных и межличностных проблем всплывает вокруг, казалось бы, чисто технологического изменения в работе. И так далее по всему списку.

Как‑то незаметно прослушивание докладов на подобных конференциях приводит к мысли, что актуальность технологий всегда сомнительна, по‑настоящему важна только насущность проблем бизнеса. У бизнеса сейчас на уме снижение затрат, оптимизация, экономия и повышение эффективности.

На конференции региональный директор IDC в России и странах СНГ Роберт Фариш выступил с докладом «Инвестиции в ИТ в 2009 году: как приспособиться к рыночным условиям?». Доклад был вполне оптимистичным: на примерах кризисов минувших лет и описывающей их статистики Роберт Фариш продемонстрировал, что кризис — это не окончательная катастрофа, а переход к новому этапу развития. Кроме того, расчеты IDC показывают, что падение спроса на ИТ в 2009 году (а значит, и ИТ-бюджетов) в России не так и ужасно по сравнению с общемировыми тенденциями. Уже в 2010 году IDC прогнозирует даже небольшой рост. Надо сделать оговорку, что прогноз — на то и прогноз, чтобы подвергаться неустанной коррекции, но тем не менее пока он таков.

Что же сокращается? Капитальные расходы (закупки оборудования и лицензий на ПО, проекты по внедрению), по словам Роберта Фариша, — это инвестиции в бизнес для создания стоимости. В отличие от «текущих» — поддержки ПО и оборудования, затрат на персонал, помещения и т. д. И сокращать, исходя из этой логики, было бы правильнее прежде всего текущие расходы. Однако на деле в ИТ не так просто отделить текущие расходы от капитальных. Кроме того, ИТ — это феномен, элементы которого имеют свойство устаревать. Поэтому инвестиции в ИТ как таковые редко можно однозначно назвать «капитальными» в понимании финансового директора. А сокращать затраты лучше не так, как советуют «ведущие собаководы», а исходя из собственных потребностей и здравого смысла. «Лучшие практики» сокращения расходов — это скорее странности антикризисного маркетинга.