Один из мировых феноменов настоящего времени связан со стремительным , революционным развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Для поддержания этого развития необходимо, как известно, решить задачу построения системы подготовки кадров, соответствующей сегодняшней ситуации. К сожалению, адекватного ответа на этот вызов времени пока не дают ни наша ИКТ-индустрия, ни наша высшая школа.

Состояние вопроса

Согласно мнению зарубежных и отечественных экспертов, российская ИКТ-индустрия значительно отстает от своих основных конкурентов. По последним данным Аналитического подразделения британской медиагруппы The Economist – Economist Intelligence Unit, по конкурентоспособности ИТ-отрасли Россия занимает 46-е место среди 66 стран мира, отобранных для исследования. Согласно другим сведениям, доля российского производства в каждом из мировых сегментов ИКТ не превышает 1,5%. По заключению RAND Corporation, одной из основных причин глобального технологического отставания России является отставание России в сфере ИКТ. Российской ИКТ-индустрии для успешного развития необходимо обеспечить постоянный приток молодых квалифицированных кадров – выпускников российских вузов. О недостаточном качестве подготовки ИКТ-специалистов в наших вузах хорошо известно. Один из последних комментариев на эту тему – высказывания Валентина Макарова, президента НП «Руссофт»: «Только 10–15% выпускников вузов, готовящих кадры для ИТ-отрасли, могут сразу начать работу на предприятиях этого сектора, остальных приходится доучивать за большие деньги. Для исправления ситуации надо, чтобы вузы конкурировали между собой, а статус преподавателя вновь был возведен на высший уровень общества». Президент консорциума «Кодекс» Сергей Тихомиров подтверждает эту мысль: «Система образования готовит кадры, но непонятно для кого».

Ключевой момент всех этих недостатков – отсутствие тесной взаимосвязи и сотрудничества высшей школы с ИКТ-индустрией. Необходимо искать оптимальные формы налаживания такого сотрудничества в рыночных условиях.

Частные случаи интеграции ИКТ-компаний и вузов

Чтобы изменить описанную выше ситуацию, крупные ИКТ-компании, не дожидаясь решения сверху, сами проявляют инициативы по интеграции и сотрудничеству с вузами, чтобы, готовя ИКТ-специалистов, решать задачи своего развития и получать конкурентные преимущества. С этой целью крупные ИКТ-компании по договоренности с ведущими вузами создают в них свои кафедры, факультеты, институты.

Наиболее яркий пример подобной интеграции – создание компанией IBS корпоративного Факультета информационных бизнес-систем в МФТИ и корпоративного Института информационных бизнес-систем в МИСиС для подготовки магистров под заказ компании IBS по разработанным компанией программам. Судя по высказываниям руководителей компании IBS и других авторитетных специалистов, компания IBS, реализуя свою программу подготовки и свой подход, добилась значительных успехов в повышении качества подготовки специалистов и в решении своих кадровых проблем.

Однако следует заметить, что далеко не каждая ИКТ-компания может позволить себе такой затратный механизм для решения своих кадровых проблем. Кроме этого, IBS реализует свои магистерские программы. Компания при этом использует собственных специалистов, а также привлекает из ведущих вузов Москвы высококвалифицированных преподавателей (уже несколько десятков таких специалистов сотрудничает с IBS). Но что будет с этими же ведущими вузами, если другие крупные компании последуют примеру компании IBS и начнут так же активно привлекать их преподавателей к работе в своих образовательных структурах? Отметим, что в приведенных выше примерах инициатив ИКТ-компаний решают лишь частные задачи той или иной компании, но не задачу интеграции в целом для всех регионов и вузов

Кластерный подход к интеграции высшей школы и ИКТ-индустрии.

Один из современных и эффективных рыночных способов интеграции – так называемый кластерный подход. Как известно, основоположником кластерной теории в экономики является американский ученый, профессор Майкл Портер. Под кластерным походом в экономике понимается объединение взаимосвязанных субъектов хозяйственной деятельности в единую организацион¬ную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости и совместно функционируют для достижения определен¬ных целей. Системным адекватным ответом высшей школы и нашей ИКТ-индустрии на вызов времени, на наш взгляд, можно считать создание совместных региональных «Кластеров ИКТ-ВУЗ».

В настоящее время Международная академия системных исследований проводит консультации по формированию и развитию данной концепции с ИКТ-фирмами, вендорами, вузами, Минобрнаукой и готова обсуждать вопрос с другими заинтересованными организациями В частности, получена предварительная поддержка президента »РУССОФТ«, Российского союза директоров IT (СоДИТ). Сотрудничать по данной тематике готовы и ведущие зарубежные вендоры: Microsoft и Cisco.

Под совместным региональным «Кластером ИКТ-ВУЗ» мы будем понимать объединение вузов региона, осуществляющих подготовку ИКТ-специалистов, и профильных ИКТ-компаний с целью повышения качества образования, удовлетворения потребностей ИКТ-компаний в молодых квалифицированных специалистах и выполнения совместных научно-исследовательских разработок.

В этот кластер также входят: зарубежные и отечественные вендоры со своими академическими программами, центр ИКТ-сертификации, другие организации, включающие потребителей ИКТ-услуг и имеющие в своей структуре ИКТ-подразделения, инфраструктурные организации, а также заинтересованные государственные и властные структуры. В зависимости от особенностей региона и самого кластера круг участников кластера может варьироваться.

В кластере «ИКТ-ВУЗ» подготовка и обучение студентов по специальностям и направлениям ИКТ осуществляются на основе единых учебных планов и единых программ подготовки ИКТ-специалистов, скорректированных с учетом интересов ИКТ-компаний, входящих в кластер. Используется объединенный и модернизированный научно-образовательный ресурс. Объединенный научно-образовательный ресурс (ОНОР) кластера создается на базе научно-образовательных ресурсов вузовских ИКТ-кафедр ресурсов ИКТ-компаний и ресурсов других участников, входящих в кластер. ОНОР кластера включает в себя кадровые, учебно-методические, материально-технические, информационные, интеллектуальные, финансовые и другие ресурсы, выделяемые участниками кластера.

Для организации и проведения единого учебного процесса по ИКТ-специальностям вузы – участники кластера в составе «Кластерного объединенного института ИКТ» создают межвузовские кафедры: межвузовские выпускающие кафедры по соответствующим ИКТ-специальностям, межвузовские кафедры общепрофессиональных и специальных дисциплин ИКТ, кафедру вендорных академических программ и другие межвузовские кафедры.

Для управления и координации взаимодействия заинтересованных участников ИКТ-рынка с «Кластерным объединенным институтом ИКТ» создается специальное координационно-консалтинговое и управляющее подразделение, с условным названием – «Центр бизнес-кластер-вуз» Основное назначение данного центра – организовать сотрудничество между бизнес-компаниями и «Кластером ИКТ-ВУЗ» по всему спектру интересов как бизнес-компаний, так и вузов кластера.

Путем конкурсного отбора в «Кластере ИКТ-ВУЗ» создается профессорско-преподавательский корпус нового формата, где преподаватели сочетают высокое педагогическое мастерство со знанием новейших программных продуктов и разработок, подтвержденными международными сертификатами в области ИКТ. Тем самым осуществляется давно назревшая трансформация и модернизация вузовских ИКТ-кафедр. Используя рыночный механизм конкурентоспособности образовательных услуг, предлагаемых каждой ИКТ-кафедрой, можно формировать локальные научно-образовательные ресурсы ИКТ-кафедр и объединенный научно-образовательный ресурс кластера. При этом каждый вуз, входящий в кластер, вправе сам выбрать степень своей интеграции в объединенный научно-образовательный ресурс, но с обязательным соблюдением согласованных единых требований ко всем компонентам обеспечения учебного процесса, включая кадровое обеспечение.

Учитывая, что главной движущей силой повышения качества подготовки ИКТ-специалистов в вузах является профессорско-преподавательский состав ИКТ-кафедр, в ИКТ-кластере предусмотрены экстраординарные меры по повышению уровня мотивации труда профессорско-преподавательского состава и повышению заработной платы за счет внебюджетных фондов ИКТ-кластера и дополнительных бюджетных поступлений.

Таким образом, в региональных вузах, объединенных в «Кластер ИКТ-ВУЗ», для обучения студентов по ИКТ-специальностям создается новая научно-образовательная среда, которая характеризуется качественно новыми компонентами объединенного ресурсного обеспечения учебного процесса и максимальной интеграцией с фирмами ИКТ-индустрии.

Отметим: если выше обсуждались вопросы, связанные с основным профессиональным образованием, то вопросы дополнительного профессионального образования (ДПО) – вопросы повышения квалификации и переподготовки ИКТ-специалистов хотя и решаются достаточно успешно, но в связи с созданием вузовских кластерных объединений могут подвергнуться определенным корректировкам. Наша позиция по-прежнему заключается в том, что вопросы обучения и образования никто не может реализовать лучше, чем высококвалифицированный и профессионально подготовленный профессорско-преподавательский состав. В советской высшей школе, которая высоко оценивалась во всем мире, в виде исключения на преподавание отдельных дисциплин иногда приглашались высококвалифицированные специалисты-практики. Существующий в настоящее время перекос в этом вопросе, так как в вузе будет создан профессорско-преподавательский состав нового формата, обладающий высокими профессионально-педагогическими кондициями. На базе такого высокопрофессионального профессорско-преподавательского состава и на базе межвузовских кластерных кафедр, кафедры академических вендорных программ и учебно-методического обеспечения, а также на базе современных кластерных лабораторных комплексов может быть создан в структуре вузовского кластера «Кластерный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки ИКТ-специалстов». Тогда появится реальная возможность вновь восстановить необходимую взаимосвязь и преемственность между основным образованием и ДПО. Рыночная конкурентность образовательных услуг ДПО в области ИКТ расставит все на свои места и может изменить существующую монополию авторизованных вендорами, различных учебных центров, институтов, академий в пользу «Кластерных институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки ИКТ-специалстов».

Прежде чем переходить к оценке преимуществ создания вузовских кластеров для совершенствования отечественного ИТ-образования в целом, а также для каждой из заинтересованных сторон в частности, необходимо более или менее подробно поговорить о существующей в нашей стране системе подготовки ИКТ-специалистов и о том, каких специалистов мы сегодня пытаемся готовить в наших вузах. Это отдельный разговор, которому мы посвятим наш следующий материал.

Иван Иванович Филиппов, руководитель отделения «IT-образование» Международной академии системных исследований (МАСИ), к.т.н., академик МАСИ iсomt@mail.ru