Связь — возможно, самая важная и динамичная отрасль современной «информационной» цивилизации, а для России значение всевозможных систем связи особенно велико из-за огромных расстояний.

Одна из старейших российских коммерческих компаний, предоставляющих широкий набор услуг связи, — московское предприятие АМТ.

АМТ вчера и сегодня

История АМТ началась в 1989 году, когда Московская городская телефонная сеть и финская компания Nokia Telecommunications Oy учредили совместное предприятие, основными видами деятельности которого стало предоставление услуг радиотелефонной связи, персонального радиовызова, местной телефонной связи, а также техническое обслуживание и ремонт оборудования связи. В 1996 году Nokia Telecommunications Oy продала свою долю, и сейчас МГТС является единственным акционером компании АМТ.

АМТ
http://www.amt.newmail.ru
Компания АМТ основана в 1989 году как совместное предприятие. С 1997 года единственным учредителем является МГТС. Основные направления деятельности — пейджинговая связь, местная телефония, радиотелефонные сети, системы персонального радиовызова, ремонт оборудования Nokia DX200.

В июне 1990 года была введена в эксплуатацию практически первая в стране коммерческая сеть радиотелефонной связи на базе протокола МРТ1327. Сеть работала (и продолжает работать) в диапазоне 300–350 МГц, единственном разрешенном в то время для создания сетей радиотелефонной связи. Ее возможности позволяют решать проблемы диспетчеризации и управления транспортом, организации перевозок пассажиров и грузов, обеспечивать мониторинг транспорта на большой территории. Сеть позволяет расширить возможности предприятия по созданию систем управления, коллективного использования баз данных и т.д.

В конце 1990 года начал работать Центр ремонта оборудования АТС типа DX200 (производимого фирмой Nokia Telecommunications Oy), который до сих пор остается единственным в стране и обслуживает более 1,5 млн. номеров АТС DX200.

В начале 1992 года компания ввела в эксплуатацию первую коммерческую сеть персонального радиовызова, позволяющую абоненту использовать пейджер с прямым городским номером, получать сообщения из Интернета и т.п. Недавно в числе предоставляемых АМТ услуг появилась возможность пользоваться «Виртуальным офисом». В эту услугу входит круглосуточный прием бизнес-информации, консультирование и анкетирование звонящих, виртуальный секретарь, обработка и переадресация звонков с уведомлением на пейджер и радиотелефон GSM.

С 1998 года компания начала предоставлять услуги местной телефонной связи, используя для этого оборудование беспроводного абонентского доступа компании Alcatel. Такие системы позволяют как большим, так и малым группам абонентов (от нескольких десятков до сотен) в радиусе 40 км от Останкино быстро получать прямые московские телефонные номера. Оборудование компании располагается на десятках объектов в Москве и Московской области.

Имея лицензию на проектирование и строительство объектов и сооружений связи, АМТ может самостоятельно осуществлять проектирование и строительство как своих, так и сторонних объектов. В частности, в рамках этого направления были построены телефонные сети в Самаре, Новосибирске и Чите. Полный же перечень услуг компании весьма обширен.

Большой прайс-лист — сложная система оплаты

С 1994 года компания все острее ощущала проблему автоматизации системы выставления счетов и оплаты предлагаемых услуг; иначе говоря, возникла необходимость в биллинговой системе. Весьма широкий спектр услуг, зачастую предоставляемых в уникальных сочетаниях; сложность тарифных схем; большое число клиентов; многовалютность выставляемых счетов при их оплате в рублях в соответствии с российским законодательством, а значит, необходимость отслеживать курс доллара; достаточно запутанные и постоянно меняющиеся правила налогообложения — все это обусловило очень серьезные требования к системе биллинга. Следует особо подчеркнуть, что, по замыслу руководителей АМТ, эта система должна тарифицировать все виды услуг связи: на основе радиотелефонных сетей, пейджинга и систем местной телефонии — иными словами, требовалось выставление консолидированных счетов за разные виды деятельности. При этом было необходимо, чтобы система была экономичной, то.есть соответствовала объему имеющихся у АМТ ресурсов и имела возможность расширения при увеличении числа пользователей.

Средства автоматизации системы оплаты, которые АМТ применяла в середине 90-х годов, этим требованиям в полной мере не отвечали. Вместе с оборудованием Nokia, которое компания продавала в России десять лет назад, поставлялась совсем примитивная программа выставления счетов — для наших условий ее возможностей было недостаточно. Поначалу относительно простая программа биллинга была создана силами разработчиков АМТ; некоторое время она использовалась в сочетании с ПО Scala. Но и это не позволяло решить проблему. Предпринимались попытки заключить со сторонними разработчиками ПО договор о создании биллинговой системы, однако задача оказалась слишком сложной для ряда даже очень сильных коллективов. Надо сказать, что фактически в середине 90-х рынок биллинговых систем в стране только создавался.

Сейчас биллинговые модули встраиваются в некоторые зарубежные КИС или же оснащаются интерфейсами для совместной работы с ними в режиме реального времени, однако приспособить такие модули к работе в соответствии с российским налоговым законодательством трудно. К тому же зарубежные системы рассчитаны на очень крупных операторов связи и весьма дороги.

Партнерство с «Атлант-Информ»

С середины 1999 года АМТ начала переговоры с компанией «Атлант-Информ», поставляющей биллинговые системы серии «Атлант» для операторов различных видов связи. ПО «Атлант» отличается привлекательной ценой и очень развитой функциональностью; важно также, что решения этой компании сертифицированы Госкомсвязи РФ, и есть примеры их успешных внедрений, в частности с 1996 года система функционирует в сотовой сети ОАО «ВымпелКом» (торговая марка «Би Лайн»).

«Атлант-Информ»
http://www.atlant-inform.ru
Компания «Атлант-Информ» основана в 1987 году, число сотрудников — около 80 (из них 60 — программисты и специалисты по внедрению). Специализируется на разработке и поставке финансового и экономического ПО, в частности биллинговых систем серии «Атлант». Среди клиентов — ОАО «ВымпелКом», авиакомпания «Самара», Верховный суд РФ, телекомпания ОРТ, компания «Хруничев Телеком». Компания получила российскую сертификацию на соответствие ISO 9001 и готовится к аналогичным международным испытаниям.

«Атлант-Информ» предлагает версии своих программ на базе СУБД Oracle, Sybase и Pervasive SQL 2000. Сотрудники АМТ выбрали вариант на базе Sybase, потому что эта СУБД была им уже знакома (к примеру, часть ПО для пейджинга работает на СУБД Sybase), ее возможности достаточно богаты, а цена как лицензии, так и сопровождения и эксплуатации относительно невысока. К тому же «Атлант-Информ» — один из ведущих реселлеров Sybase в России, что означает возможность качественной поддержки.

Система «Атлант» реализована в технологии «клиент/сервер» для сети под управлением Windows NT. Сочетание Sybase и Windows NT обеспечивает сравнительно низкую стоимость системы, гибкость конфигурирования, а также возможность дальнейшего расширения (например, в случае увеличения абонентской базы). Кроме того, не требуется приобретать дополнительные аппаратные средства (биллинговая система установлена на сервере приложений общего назначения).

Система рассчитана на обработку больших потоков информации (в АМТ через нее проходит до 150 Мбайт в сутки), при этом предусмотрена многоуровневая система защиты данных и разграничения прав доступа пользователей.

Программа ведет журнал активности пользователей, что позволяет в случае сбоя, конфликтной ситуации, неправильного выставления счета или прочих нештатных ситуаций восстановить источник ошибки и оптимизировать общую работу информационной системы.

Алексей Сабанов, коммерческий директор «Атлант-Информ», подчеркивает особенности ПО «Атлант»: «В системе изначально были заложены многие важные функции, например возможность пересчета из рублей в доллары и из долларов в рубли — этого требовали для отчетности иностранные учредители компаний-клиентов со смешанным капиталом. Кроме того, система «Атлант» формирует единый, консолидированный отчет, какая бы сложная тарифная схема не применялась».

По мнению г-на Сабанова, привлекательность «Атлант-Информ» для клиентов объясняется тем, что компания исповедует принцип открытости во всех своих разработках. При желании заказчик может приобрести лишь базовую конфигурацию системы и доработать ее для своих нужд самостоятельно.

Развертывание системы «Атлант» в АМТ началось в конце 1999 года; нынешним летом оно завершается. Со стороны заказчика во внедрении активно участвовали четыре человека, кроме того привлекались сотрудники бухгалтерии и экономических подразделений, которые формулировали свои требования к настройке и функциональности.

Вот комментарий заместителя технического директора АМТ Алексея Митькина, одного из инициаторов внедрения системы: «Ввод в эксплуатацию этого программного обеспечения для нас — одна из важнейших составляющих информатизации предприятия. Нас привлекла готовность специалистов из «Атлант-Информ» заняться доводкой имеющейся базовой технологии, внимательное следование указаниям работников наших финансовых подразделений при настройке функций и параметров системы. Наши сотрудники в течение двух недель прошли начальный курс обучения, организованный представителями «Атлант-Информ». Собственно, две недели обучался системный администратор; обучение остальных пользователей финансовым аспектам системы занимает неделю. Базовая документация была подготовлена быстро, а детальная должна появиться к концу внедрения, этим летом».

И заказчики, и разработчики сходятся во мнении: биллинговая система — не коробочный продукт, в каждом случае необходимы сложные и многочисленные настройки. В период внедрения специалист (куратор) из «Атлант-Информ» постоянно находится в офисе АМТ; впрочем, сейчас его присутствие требуется все реже.

В АМТ система используется более чем на десяти рабочих местах. «Атлант» существенно упрощает документооборот, предоставляя пользователю единые наборы данных о всех видах деятельности, аналитические функции, позволяющие проанализировать доходность отдельных видов услуг или клиентов в любой период времени. В принципе пользователи могут задавать параметры отчетов, но стандартные формы отчетов учитывают наиболее типичные и насущные нужды клиентов и позволяют получить отчет в удобном виде, в том числе в формате Excel.

Биллинговая система взяла на себя многие функции бухгалтерского учета (учет авансов, ведение книги продаж, счета-фактуры и т.п.), поэтому ее интеграция с бухгалтерским ПО требуется только на уровне обмена документальными отчетами.

Планы использованиЯ системы

В программе предусмотрены возможности оплаты услуг связи через Интернет и с использованием кредитных карточек; пока они не применяются, но, как признает руководство АМТ, это настоятельное веление времени. После запуска полного технологического цикла с учетом биллинга планируется организовать и такую форму платежей, благо система «Атлант» это позволяет. После этого система значительно упростит оплату счетов, внесение авансов и прочие операции клиентам АМТ независимо от их местонахождения и времени суток, а также позволит клиенту детально ознакомиться с журналом использования услуг связи.