Ульяновский автомобильный завод более 50 лет был практически единственным в нашей стране поставщиком полноприводных легковых малотоннажных и грузопассажирских автомобилей. Сегодня, по данным журнала "Эксперт", ОАО "УАЗ" выходит в двадцатку самых прибыльных компаний России, занимая 25-е место в рейтинге крупнейших компаний по объемам продаж. И понятно почему: на отечественных дорогах, которые подчас и дорогами-то назвать нельзя, в условиях северного климата, когда зима длится минимум полгода, водитель спокойнее чувствует себя за рулем мощного внедорожника, который, подобно верному коню, вынесет седока из любой передряги.

В настоящее время в структуру Ульяновского автомобильного завода входит порядка двадцати производств и управлений, каждое со своими функциями. Более ста зданий завода расположились на площади 25 кв. км. Всего на УАЗе шесть основных производств: металлургическое, прессово-сварочное, механосборочное, сборочно-кузовное, станкоинструментальное и производство автомобилей малых серий. Постоянно идет наращивание производства, устаревшее оборудование заменяется новым, внедряются передовые технологии как на самом производстве, так и в управлении. p>

Профиль клиента

Компания:
ОАО "Ульяновский автомобильный завод"

Местонахождение:
Ульяновск

Руководитель:
Сергей Кухарев, начальник отдела разработки, внедрения и эксплуатации корпоративных компьютерных коммуникаций

Проблема:
Модернизация и развитие корпоративной сети предприятия

Профиль партнера

Компания:
"РУСЛАН Коммуникейшнз"

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Борис Сатовский, генеральный директор

Решение:
Модернизация и развитие корпоративной сети УАЗа

Корпоративная сеть - начало

Современные системы управления предприятием немыслимы без наличия сетевой инфраструктуры. Поэтому в 1992 году руководство УАЗа принимает решение о создании корпоративной сети.

На первом этапе были построены локальные сети на отдельных производственных участках, в различных заводских корпусах. Были организованы вычислительные центры в отделе сбыта, снабжения и ряде других подразделений. На каждом из шести основных производств УАЗа в локальную вычислительную сеть были включены: бухгалтерия, отдел труда и заработной платы, руководящая структура, имелся свой вычислительный центр.

Сливаясь, локальные сети образовали неструктурированную корпоративную сеть предприятия. Ее основной функцией была организация обмена данными между управлением финансовых информационных систем, службой сбыта, складами, бухгалтерией, цехами, проектной службой и основными производствами завода.

В качестве инфраструктуры локальных сетей на этажах зданий был проложен кабель типа неэкранированная витая пара. Широко использовалось и оптоволокно. Только за 1993-1994 годы по территории завода было проложено более 5 км оптоволоконного кабеля, с помощью которого в единую сеть были соединены более десяти корпусов.

Отметим, что на первом этапе локальная сеть УАЗа объединяла заводоуправление, цех запчастей, управление сбыта, управление кадров, дом связи и другие объекты, имеющие для предприятия первоочередную важность.

Развитие

Второй этап проекта положил начало созданию на УАЗе единого информационного пространства. Работы начались в 1995 году; исполнителем проекта стала компания "РУСЛАН Коммуникейшнз". Благодаря тому, что изначально были правильно выбраны технология и оборудование, созданная сетевая инфраструктура не только смогла успешно функционировать долгие годы, но и предоставляла хорошие возможности для развития.

"РУСЛАН Коммуникейшнз"
http://www.ruslan-com.ru

Системный интегратор, чье основное направление деятельности - инфраструктурные проекты, построение корпоративных и операторских сетей связи на основе технологий Ethernet, ATM, SDH. Компания имеет почти десятилетний опыт строительства высокоскоростных корпоративных сетей связи. Кроме того, "РУСЛАН Коммуникейшнз" строит кабельные системы и осуществляет шеф-монтаж с выдачей сертификата и 25-летней гарантии на построенную систему. Имеет государственную лицензию РФ на выполнение проектных и строительно-монтажных работ на всей территории Российской Федерации. В настоящее время также предоставляет услуги в сфере Web-технологий.

На этом этапе для организации общезаводской локальной вычислительной сети было использовано активное сетевое оборудование серии Multinet - модульные коммутаторы LET производства компании LANNET (в 1998 году компания вошла в состав Lucent Technologies, а позже подразделение Enterprise Networks Group было выделено из состава Lucent Technologies, образовав компанию Avaya Communication, http://www.avaya.ru. - Прим. ред.).

Третьим этапом стало дальнейшее расширение корпоративной сети в 1997 году. Именно тогда были дополнительно приобретены коммутаторы LANNET, в общезаводскую сеть были введены дополнительные точки и модернизированы уже подключенные. Дополнительно по территории УАЗа было проложено около 6 км оптоволоконного кабеля. К сети был подключен еще ряд производственных корпусов: кузнечного, автоматного, ремонтно-литейного, термообрубного цехов, блока литейных цехов.

Корпоративная сеть к настоящему моменту приобрела вид двухуровневой структуры. На нижнем уровне происходит объединение пользователей сети, а на верхнем в единое целое объединяются локальные сети.

Топология и технология

Магистраль вычислительной сети Ульяновского автозавода - это внутренняя шина устройства межсетевого взаимодействия, обладающего достаточной внутренней производительностью для поддержания межсегментного трафика. К этому устройству подключены по индивидуальным линиям связи все сегменты сети, образованные концентраторами (коммутаторами). Всего на заводе установлено 29 коммутаторов. Другими словами, данная структура построена по принципу collapsed backbone - стянутой в точку магистрали.

В качестве коммутационного информационного центра в сети УАЗа используется комбинация двух коммутаторов LET-36. На них приходят магистральные оптические 100- и 10-мегабитные каналы связи, 100-мегабитные подключения центральных серверов завода, а также все линии связи со второго, третьего и четвертого этажей заводоуправления непосредственно от пользователей. Маршрутизация трафика IP/IPX между созданными логическими виртуальными подсетями осуществляется с помощью модуля многоуровневой коммутации 3LS. Основные протоколы в сети - это IP/IPX. Централизованное управление осуществляется на базе системы HP OpenView и CajunView. В сети используется свич-технология, разбиение на виртуальные сети. Любой сбой автоматически локализуется в пределах виртуальной подсети.

При создании сети устанавливаемое сетевое оборудование с самого начала не требовало сложных конфигураций и настроек. "За время работы оборудование показало себя как очень надежное: за семь лет эксплуатации не было ни одного серьезного сбоя, у нас не было претензий к его работоспособности. Поэтому дальнейшее развитие сети на нашем предприятии мы намерены проводить на базе этого же оборудования", - отметил начальник отдела разработки, внедрения и эксплуатации корпоративных компьютерных коммуникаций УАЗа Сергей Владимирович Кухарев.

Сегодня в корпоративную сеть объединено 750 персональных компьютеров, 30 SPARC-станций. Большая часть коммутаторов и серверов объединяется оптоволоконными кабелями. Для подключения рабочих мест и в ряде других случаев используется витая пара. Вся сеть базируется на технологиях Ethernet и Fast Ethernet. Связь с удаленными зданиями осуществляется с помощью Radio Ethernet.

Планы развития

Несмотря на большой объем реализованных задач, корпоративная сеть Ульяновского автомобильного завода продолжает развиваться и дальше. Планируется проложить около двух километров оптоволоконного кабеля, с помощью которого к общей сети будет подключено еще четыре заводских корпуса: ТСО, спецавтомобилей, дизайнеров и рамный корпус. Соответственно намечено оборудовать дополнительные рабочие места.

В настоящее время идет модернизация центральных коммутационных устройств сети. Коммутаторы центрального узла связи функционируют на автозаводе уже более шести лет, а как известно из мировой практики, сетевое оборудование устаревает за 3-4 года. Выше мы упоминали, что на УАЗе были установлены коммутаторы LET-36, оборудованные скоростной протокольно-независимой шиной. Ее пропускная способность - 2,56 Гбит/с для коммутируемых сетей, а при использовании 100-мегабитных и гигабитных каналов связи этого уже недостаточно. Поэтому принято решение в дополнение к работающему оборудованию установить более современное - магистральный мультигигабитный маршрутизирующий коммутатор Cajun P580 компании Avaya, который хорошо совмещается с LET-36. Пропускная способность системной шины Cajun P580 составляет 45,76 Гбит/с, а скорость маршрутизации - до 18 миллионов пакетов в секунду. Поскольку Avaya - это фактически бывшая LANNET, то, несмотря на смену торговых марок (ныне это Collage, Visage и Cajun), устройства имеют общие технологии и единую систему управления.

Данное решение хорошо и с той точки зрения, что центральный коммутатор, целиком заполненный модулями, не позволял увеличивать число оптических каналов связи. Кроме того, использование коммутатора Cajun P580 обеспечивает надежную работу сети, потому что данное устройство имеет цельную отказоустойчивую архитектуру, исключающую возможность его выхода из строя при неисправности любого другого узла сети (впрочем, предшественники имели те же архитектурные особенности).

Устанавливаемые Cajun P580 могут быть сконфигурированы для работы в качестве стандартного маршрутизатора для протоколов IP и IPX. Выше мы упоминали, что это основные протоколы для передачи информации между логическими виртуальными подсетями корпоративной сети Ульяновского автозавода. Кроме того, данное оборудование делает возможным дальнейшее расширение сети.

Начат процесс подключения удаленных подразделений с помощью модульных каскадируемых коммутаторов Cajun Р330. При установке Cajun P580 на УАЗе планируется перейти c Fast Ethernet на Gigabit Ethernet на магистральных линиях. Все работы по развитию проекта и техническую поддержку осуществляют специалисты компании "РУСЛАН Коммуникейшнз".

***

Сейчас Ульяновский автозавод выпускает 16 основных моделей машин. В перспективе - появление гаммы автомобилей на базе нового грузового шасси, где будут и современный микроавтобус, и новый грузовичок, и вариант фермерского автомобиля. Уже сейчас с конвейера сходят прообразы будущих машин: с увеличенной до 1300 кг грузоподъемностью, с более мощным и экономичным двигателем. И очень важная составляющая успешного производства на УАЗе - современный уровень управления, основанный на передовых сетевых технологиях.

Ульяновский автомобильный завод
http://www.uaz.ru

Основан в 1941 году. Сегодня, по данным журнала "Эксперт", ОАО "УАЗ" входит в двадцатку самых прибыльных компаний России, занимая 25 место в рейтинге крупнейших компаний по объемам продаж. Автозавод был дважды награжден орденом Трудового Красного Знамени, дипломом Торгово-промышленной палаты СССР. В октябре 1994 года заводу был вручен международный приз "Золотой глобус" за выдающийся вклад в развитие экономики своей страны и интеграцию в мировую экономику, а также за конкурентную и качественную продукцию.