РГГУ — десять лет спустя

Один из самых престижных отечественных вузов новой формации — Российский государственный гуманитарный университет, созданный в марте 1991 года на базе Московского государственного историко-архивного института. Университет был задуман его ректором академиком Юрием Николаевичем Афанасьевым как открытый учебно-научный центр, основанный на принципах универсальности, сочетания гуманитарного и естественнонаучного точного знания.

Численность студентов РГГУ сегодня — около 5 тыс. чел., а вместе с филиалами — 15 тыс. Их обучают 487 штатных преподавателей и 178 приходящих специалистов из учреждений РАН, вузов Москвы и других научных организаций. В РГГУ работают 27 академиков, 7 членов-корреспондентов РАН, 115 профессоров и докторов, 310 кандидатов наук.

В структуру университета входят около десятка учебных институтов (в том числе историко-архивный, лингвистический, психологии, экономики, управления и права, культурной антропологии, европейских культур, восточных культур, медиа, новых образовательных технологий и др.); 11 факультетов и 65 кафедр, центр довузовского образования, пять международных учебно-научных центров; учебный художественный музей; научная библиотека; Центр комплектования библиотек вузов РФ иностранной литературой; Центр консервации документов библиотек вузов РФ; Учебно-научный центр "История науки и новые технологии образования".

Студенты получают образование по 22 специальностям и 10 направлениям подготовки. Кроме того, здесь обучаются 297 аспирантов и 17 докторантов.

Профиль клиента

Компания
Российский государственный гуманитарный университет

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Юрий Афанасьев, академик, ректор РГГУ

Руководитель проекта:
Сергей Кувшинов, проректор по информатизации и новым технологиям образования

Проблема:
Создание обучающей системы на базе мультимедийных классов

Профиль партнера

Компания
Polymedia

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Елена Новикова, коммерческий директор

Решение:
Комплекс из десяти многофункциональных сетевых мультимедийных учебных аудиторий спроектирован и оснащен презентационной техникой и сопутствующей высокотехнологичной аппаратурой

ИТ-базис сегодняшнего вуза

Сразу скажем, что по степени оснащенности информационно-коммуникационными технологиями РГГУ входит в число передовых вузов Москвы, а по некоторым показателям существенно выделяется из общего ряда.

Естественно, в РГГУ функционирует локальная компьютерная сеть. Между корпусами университета, расположенными в трех разных районах Москвы, проведена опорная волоконно-оптическая магистраль; сеть оснащена современным оборудованием фирмы Nortel Networks (http://www.nortelnetworks.com) и подключена к Интернету. Кстати, собственному Web-сайту, весьма обширному (27 тыс. файлов) и насыщенному информацией, в РГГУ уделяют особое внимание.

В аудиториях установлены достаточно мощные компьютеры (их в разные периоды поставили компании ISM и Boston PC). Программной платформой для информационной системы вуза служит пакет Lotus Notes, работающий в среде Microsoft Windows NT. На рабочих местах в компьютерных классах установлены лицензионные версии Microsoft Windows 98/2000 и Office 97/2000.

Обслуживанием и администрированием информационной системы РГГУ занимается технический отдел, в котором трудится около трех десятков человек. "В основном это студенты старших курсов, которые таким образом получают превосходную практику, — говорит Сергей Викторович Кувшинов, проректор РГГУ по информатизации и новым технологиям образования. — Эта практика — ценное дополнение к занятиям по информатике, которые у нас ведут квалифицированные специалисты, имеющие, как правило, не только теоретическую подготовку, но и опыт практической работы в сфере ИТ".

Новая концепция образовательного процесса

Информационно-коммуникационные структуры, подобные вышеописанной, сейчас имеются во многих российских вузах, но у РГГУ есть ряд особенностей, делающих этот университет уникальным на данный момент, а его опыт — поучительным и достойным подражания. Планируя пять лет назад масштабную информатизацию университета, его руководство с самого начала осознавало необходимость комплексного подхода к этому процессу и как можно более эффективного и многостороннего использования современных технологий — не только как одного из объектов изучения на специализированных курсах, но и как важного инструмента передачи знаний по самым разным дисциплинам. Возникла идея создания новых пособий и даже новых учебно-методических жанров, опирающихся на возможности компьютеров, сетей и мультимедиа.

Проект, о котором пойдет речь в этой статье, зародился в 1997 году. Примечательно, что именно тогда в рамках РГГУ были созданы такие структуры, как межфакультетский Центр компьютерных технологий обучения и Центр информационных технологий Историко-архивного института. Тогда же началось долгосрочное сотрудничество РГГУ с компанией Polymedia, сыгравшей в информатизации университета важную роль, и другими крупными ИТ-фирмами.

"Уже стало ясно, что без современных мультимедийных проекторов нам не обойтись, но когда на презентации компания Polymedia продемонстрировала нам интерактивные презентационные доски обратной проекции, мы сразу поняли: вот именно то средство, о котором мы мечтали", — рассказывает Сергей Кувшинов.

Презентационная техника, поставленная вузу в рамках совместного проекта, разнообразна и может служить наглядной экспозицией достижений данной отрасли индустрии, однако и клиент, и партнер настоятельно подчеркивают, что речь здесь идет не о простом механическом наборе аппаратных средств, а о тщательно спланированном и увязанном воедино комплексе, включающем (помимо собственно оборудования) программное обеспечение, развитую сетевую инфраструктуру, акустическое оснащение, нестандартную мебель и даже дизайнерские решения для мультимедийных аудиторий.

Поначалу вуз приобрел всего один ЖК-проектор производства Mitsubishi Electric (http://www.mitsubishielectric.com) — на пробу. Однако аппетит приходит во время еды — в рамках ежемесячных семинаров, проводимых ректором Ю.Н. Афанасьевым с участием представителей РГГУ, Polymedia и Mitsubishi, партнеры создали концепцию образовательного комплекса, выработали, а затем и реализовали масштабный план ее внедрения.

Polymedia
http://www.polymedia.ru
Компания, созданная в 1998 году, поставляет оборудование и комплексные решения для проведения конференций, семинаров, тренингов, оборудование для оснащения офисов и конференц-залов, средства визуализации для ситуационных и кризисных центров и диспетчерских залов (мультимедийные проекторы, видеостены, экраны, оверхеды, интерактивные и маркерные доски, флип-чарты, цифровые камеры, звукоусилительные системы, плазменные панели). Перечень предлагаемого оборудования включает более 1000 наименований.

Компания — авторизованный партнер Mitsubishi Electric, Panasonic и Sony, имеет партнерские отношения с такими производителями презентационного оборудования, как Kindermann и Optoma, а также более чем с 20 другими российскими и зарубежными производителями.

Необычные учебные классы

Сегодня учебно-исследовательский компьютерный комплекс РГГУ вырос в Институт новых образовательных технологий, объединяющий разработчиков, службы поддержки и учебно-научные структуры. В основе комплекса — десять мультимедийных многофункциональных аудиторий. Хотя бы о некоторых из этих классов, оснащенных при участии Polymedia, следует рассказать подробнее (оговоримся, правда, что сегодня название «классы» к ним уже не вполне применимо — это многофункциональные аудитории).

Мультиплексный класс предназначен для интерактивного обучения с применением мультимедиа, а также для проведения деловых игр, аудиовизуальных брейн-рингов и т.п. Здесь идут занятия по педагогике и применению новых технологий в бизнесе, архивном деле, истории и других областях. В качестве инструментария используются мощные мультимедийные компьютеры, а также ЖК-проектор Mitsubishi LVP-S250, проекционный экран Spectra, видеотехника, уникальная для российских учебных заведений аудиосистема с пятиканальным звуком, DVD-плейеры и видеомагнитофоны. Для различных целей пространство класса можно быстро переконфигурировать благодаря мебели типа "трансформер", монтирующейся наподобие конструктора.

Класс новых компьютерных технологий — многофункциональный. Здесь ведутся занятия по истории, искусствоведению, музеологии, педагогике и информатике. Оборудование — мультимедийные рабочие станции сети, ЖК-проектор, проекционный экран, мобильная копирующая доска Panaboard, DVD-, аудио- и видеотехника. Хочется отметить примененное в этом классе простое, но остроумное и эффективное методическое решение — на задней стене комнаты, напротив проекционного экрана, висит большое зеркало. Это позволяет преподавателю, не поворачиваясь спиной к аудитории, держать в поле зрения происходящее на экране и при этом видеть студентов.

Не менее интересно построены и другие классы, в которых, помимо перечисленного оборудования, применяются интерактивные доски прямой и обратной проекции, маркерные доски, дигитайзеры, документ-камеры, мобильные лингафонные комплексы Babel BKH85, комплект оборудования "Космос-TV".

Все это, особенно презентационные доски канадской компании Smart Technologies (http://www.smarttech.com), снабженные сложнейшим программным обеспечением, стоит немало. В среднем оборудование одного класса обходится в несколько тысяч долларов. "Изыскивать средства было трудно. Здесь нам очень помогла гибкая ценовая политика партнеров из Polymedia, без которой осуществить проект было бы невозможно", — говорит Сергей Кувшинов.

Психофизиологическая гигиена

Естественно предположить, что добавление к традиционным студенческим занятиям сеансов работы с мультимедиа повышает нагрузку на интеллект и психику обучаемого. Учитывая, что многое здесь еще не изучено, преподаватели и методисты РГГУ решили провести обстоятельное исследование, к которому привлекли специалистов Института психического здоровья при РАМН и научно-медицинской фирмы МБН. В лаборатории новых технологий обучения РГГУ был установлен 24-канальный нейрокартограф, позволяющий измерять активность коры головного мозга, были созданы методики эксперимента, проведены исследования на нескольких группах обучаемых, выработаны определенные рекомендации, в частности, относящиеся к выявлению групп риска среди студентов. "В целом полученные нами промежуточные результаты, касающиеся рисков при использовании новых интенсивных методик, выглядят достаточно обнадеживающими, — утверждает Сергей Кувшинов. — В большинстве случаев применение новых методик не оказывает заметного негативного влияния".

"Примечательно, что новые технологии, повышающие наглядность, наилучшим образом подходят именно для гуманитарного образования", — замечает Елена Новикова, коммерческий директор Polymedia.

Жизнь комплекса

Сотрудничество между РГГУ, Polymedia, Mitsubishi и другими компаниями — участниками проекта продолжается. В рамках совместного проекта обнаружился и ряд проблем, что неудивительно, поскольку в учебном комплексе переплелось множество сложнейших элементов. Так, заказчика не устроило то, что в первоначально предложенных моделях интерактивных досок отсутствовали функции изменения положения и размера "картинки в картинке" (используемые сейчас модели позволяют менять геометрические параметры вложенного окна в пошаговом режиме). Кроме того, не была предусмотрена возможность ввода "графических комментариев", т.е. вспомогательных текстовых или рисованных объектов, привязанных к выделенным элементам экрана (например, к видеосюжетам). Выявляемые проблемы по мере возможности решаются. По словам Сергея Кувшинова, сотрудники университета держат постоянную связь со специалистами из Polymedia и Mitsubishi, которые весьма оперативно оказывают самую разнообразную помощь.

Поддержку со стороны партнеров в данном случае трудно переоценить, но и сами методисты РГГУ прилагают немалые усилия для развития созданного комплекса и его информационного наполнения.

В среде Lotus Notes не только осуществляется стандартный внутривузовский документооборот и обмен почтой, но и функционируют так называемые учебно-методические модули (УММ)— сетевые приложения, которые в сочетании со специально подготовленными материалами на CD-ROM и печатными пособиями составляют новое эффективное средство обучения. Концепция УММ, входящая в ноу-хау университета, запатентована.

В целях совершенствования учебного процесса и развития новых технологий образования в университете разработано 14 образовательных компьютерных курсов, восемь из которых уже тиражировано. В их числе "История науки и техники", "Пространственно-временные модели традиционных культур", "Юйчжоу — комплекс обучающих программ для студентов-китаистов", "Русская разговорная речь в диалогах для иностранных учащихся", "Архивистика. Путеводитель по современным архивным технологиям", "Информационные ресурсы Internet" и др.

Созданный в РГГУ комплекс постоянно развивается. Пока к нему успели приобщиться не все студенты, а перечень готовых мультимедийных курсов невелик. Однако то, что уже сделано, производит очень сильное впечатление — как на сторонних посетителей, пришедших познакомиться с опытом РГГУ (это и работники образования, и представители бизнес-структур, и государственные чиновники), так и на обучаемых. Как считают студенты, нетрадиционные занятия намного интереснее.

Российский государственный гуманитарный университет
http://www.rsuh.ru
РГГУ создан на базе Московского государственного историко-архивного института постановлением Правительства РФ от 27 марта 1991 года. Объединяет около десятка учебных институтов, 11 факультетов и 65 кафедр, центр довузовского образования, пять международных учебно-научных центров, учебный художественный музей; ряд библиотечных структур, в том числе современную медиотеку. Численность студентов РГГУ около 5 тыс. чел. (вместе с филиалами — 15 тыс.).