Министерство путей сообщения Российской Федерации руководит огромным хозяйством: 17 железных дорог; 53 промышленных, строительных и других предприятий; 26 научно-исследовательских институтов и проектных организаций; медицинские и учебные заведения и многое другое. Все это распределено по огромнейшей территории. Естественно, с каждым объектом организована телефонная связь.

История телефонии в МПС

История Центральной станции связи (ЦСС) министерства восходит к марту 1918 года — она была образована после переезда Наркомата путей сообщения из Петрограда в Москву. Тогда на ЦСС работал небольшой коллектив связистов, обслуживавший несколько ручных коммутаторов с местной батареей и телеграфных аппаратов Морзе.

Усилиями поколений связистов ЦСС МПС превратилась в современное предприятие. Сегодня Центральный узел связи МПС занимает в Москве несколько зданий. В 1985 году здесь была установлена АТС типа А204 ПМ производства финской компании ITT, подключенная к сети общего пользования на правах городской телефонной станции с индексом 262. Данная АТС представляет собой координатную телефонную станцию емкостью 10 тыс. абонентов. Помимо связи с абонентами Министерства путей сообщения, АТС обеспечивала технологическую и оперативную телефонную связь различных подразделений МПС. Другими словами, до реконструкции АТС-262 служила центральным коммутационным узлом ведомственной междугородной связи всей сети железных дорог России, стран СНГ и Балтии. Кроме того, часть городской номерной емкости использовалась для коммерческой деятельности.

За 15 лет, прошедших с момента установки АТС А204 ПМ, трафик в телефонной сети железнодорожного ведомства многократно возрос. Уже к концу 1990-х станция устарела морально и физически и стала слабым звеном в телекоммуникационной сети МПС. К этому добавилось отсутствие сервисной поддержки со стороны компании ITT, отсутствие запасных частей, участившиеся отказы оборудования, занимавшего, кстати, более 600 м2 весьма дефицитной площади центрального узла связи.

Дополнительные проблемы создавала изношенность инженерных систем, обслуживающих АТС-262. Электропитание, кондиционеры, вентиляция к концу 1990-х также выработали свой ресурс.

АТС была включена в сеть общего пользования по аналоговым соединительным линиям, при помощи медных кабелей, часть которых прокладывалась около 50 лет назад. Эти кабели после многократных перепланировок и перестроек внутренних помещений со временем оказались полностью замурованными в стены зданий. Распределительная сеть в служебных зданиях МПС тоже не отличалась новизной: отдельные ее элементы создавались еще в 20-х и 30-х годах ХХ века.

Все это непростое хозяйство нуждалось в ремонте и обновлении.

Профиль клиента

Компания
Центральная станция связи МПС

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Евгений Жуков, главный инженер

Проблема:
Полная реконструкция объекта

Профиль партнера

Компания
ЧЕРУС

Местонахождение:
Москва

Число сотрудников:
120 человек

Руководитель:
Константин Еремин, коммерческий директор

Решение:
Реконструкция помещений ЦСС МПС, прокладка СКС, проектирование и установка систем кондиционирования, вентиляции, электроснабжения, установка и ввод в действие современного телефонного оборудования.

Проект

Партнером МПС в непростом деле реконструкции центрального узла связи стала компания ЧЕРУС. Сотрудничество с нею министерство начало еще в 1999 году — тогда были выполнены два относительно небольших проекта, направленных на расширение технологической и оперативной связи министерства. При этом использовались АТС Definity емкостью от 200 до 1000 абонентов.

ЧЕРУС
http://www.cherus.ru
Компания — системный интегратор образована в октябре 1991 года. Численность штатных сотрудников составляет 120 человек, из них 25 — сертифицированные специалисты. Основные направления деятельности компании — консалтинг, управление проектами, комплексное проектирование, внедрение информационных, телекоммуникационных, инженерных систем и систем жизнеобеспечения здания с системами автоматизированного управления и мониторинга, а также поставка телекоммуникационного и компьютерного оборудования, средств офисной автоматизации. Компания обладает всеми необходимыми лицензиями для проводимых работ.

Заказчики остались довольны выполненными работами и выбрали ЧЕРУС генеральным подрядчиком в предстоящей реконструкции. Основной этап проекта длился с апреля 2000-го по июнь 2001 года. В настоящее время продолжается развитие и совершенствование обновленного узла связи.

Проект включал несколько составляющих. Необходимо было разработать и реализовать новую схему связи, отвечающую современным требованиям, после чего установить новое оборудование. Однако до этого нужно было перестроить имеющиеся помещения, а также заново построить системы инженерного обеспечения — электропитание, кондиционирование, вентиляцию. Сроки на эти работы были установлены сжатые.

Кроме того, перед генеральным подрядчиком стояла непростая задача — провести реконструкцию без отключения старого узла связи, не допуская перерывов в его работе.

Для работ по промышленному проектированию к реализации проекта был привлечен подрядчик — институт "Гипросвязь". Однако фактически 80% данных работ осуществили специалисты компании ЧЕРУС.

До и после реконструкции

Основой обновленного узла связи стала АТС Definity, выполняющая функции учрежденческо-производственной АТС и узла автоматической коммутации. К ней были подключены все абоненты ЦСС. Чтобы удовлетворять особым требованиям к надежности связи, конфигурация данной АТС была выполнена по схеме так называемой критической надежности — с резервированием основного процессора станции и дублированием всех связей между отдельными стойками. После включения в сеть МПС станция Definity была сертифицирована на соответствие требованиям Гостехкомиссии при Президенте РФ по защите от несанкционированного доступа. Роль шлюза между сетью общего пользования и Definity выполняет станция городского типа 5ESS-2000, не имеющая абонентской емкости. Такая схема узла связи была принята потому, что Definity не имеет сертификата Минсвязи РФ на применение в качестве городской АТС. В свою очередь, для станции 5ESS-2000 нет программно-технических средств для работы по соединительным линиям с сигнализацией ДАТС, принятой на железных дорогах и в России, и в странах СНГ.

Аналоговая сигнализация ДАТС до сих пор широко применяется в межстанционных соединениях ведомственной сети связи МПС РФ. На момент реконструкции к старой АТС было подключено 550 соединительных линий ДАТС. Комплекты соответствующего оборудования, эксплуатировавшиеся в МПС до 1999 года, было решено не менять, так как они не вызывали никаких нареканий службы эксплуатации и к тому же надежно работали в ходе реализации предыдущих проектов ЧЕРУС.

Узел связи МПС сегодня подключен к телефонной сети общего пользования частично по цифровым, частично по аналоговым линиям. После реконструкции количество цифровых соединительных линий Е1 составило 84.

Кабельное хозяйство

Основным требованием при реализации данного проекта было обеспечение надежности связи. Для этого была создана сеть передачи данных на основе мультиплексоров SDH производства компании ECI, соединенных по кольцевой отказоустойчивой схеме, и проложено около 20 км волоконно-оптического кабеля.

Для обеспечения высокой живучести транспортной сети при проектировании топологии ВОЛС была реализована схема прокладки оптических кабелей по географически разнесенным трассам с резервированием по схеме 1+1.

В качестве замены старой распределительной телефонной сети МПС специалисты ЧЕРУС построили в нескольких административных зданиях ведомства структурированные кабельные системы (СКС) на базе компонентов SYSTIMAX.SCS с общим числом портов “витая пара” около 2700. На все установленные кабельные системы предоставляется 20-летняя гарантия производителя.

Инженерные системы и строительные работы

В рамках реконструкции Центрального узла связи МПС компания ЧЕРУС провела работы по созданию систем вентиляции и кондиционирования технологических и рабочих помещений.

Системы технологического кондиционирования установлены в помещениях, где размещаются АТС, РМТС и оборудование электропитания телефонной станции, а также в помещениях абонентских выносов. Системы комфортного кондиционирования устроены во всех рабочих помещениях, подвергшихся реконструкции в ходе данного проекта.

Для кондиционирования используются два рабочих комплекта оборудования производства Liebert-Hiross, каждый из которых включает один кондиционер шкафного типа с нижним распределением воздуха и два припотолочных. Кондиционеры шкафного типа оборудованы парогенераторами для поддержания заданной влажности. Все перечисленное оборудование соединено в сеть. Управлять кондиционерами можно с одного пульта, расположенного здесь же в зале, однако для повышения надежности работы данного оборудования управляющие функции продублированы и выведены на синхронизированный пульт в удаленном центре управления.

Система автоматики кондиционеров обеспечивает их ежедневную ротацию для обеспечения равномерной выработки ресурса, автоматический ввод в работу резервного оборудования, контроль за наработкой основных компонентов и ряд других функций. Система управления реализована на базе контроллеров Liebert-Hiross.

Электроснабжение объектов связи ЦСС МПС осуществляется по особой группе первой категории надежности. В частности, электропитание Definity осуществляется от ЭПУ-48В производства фирмы ASCOM. Работы по замене ЭПУ проводились без снятия питающего станции напряжения; таким образом, во время переключения была обеспечена непрерывность связи через АТС-262.

В процессе реконструкции специалисты компании ЧЕРУС провели подготовку помещений к установке и эксплуатации коммуникационного оборудования. Работы включали перепланировку помещений площадью около 600 м2, замену остекления, отопительных систем и окончательную отделку. В результате реконструкции и установки цифрового оборудования удалось высвободить около 400 м2 общей площади.

Ввод в действие

Еще раз напомним, что переключение со старого на новое оборудование необходимо было провести в горячем режиме. Наша страна охватывает 10 часовых поясов, поэтому узел связи работает все 24 часа каждые сутки. Осуществить плавный и незаметный переход в таких условиях непросто: одновременно необходимо переключить абонентскую и корпоративную сети, а также вход в телефонную сеть общего пользования. “В данном вопросе крайне была важна оперативность, ведь поезда идут круглосуточно”, — подчеркнул главный инженер ЦСС МПС Евгений Жуков.

На “живой” сети были выполнены работы по переключению кабелей со старого кросса на новый. В момент ввода системы в эксплуатацию было переключено более трехсот 100-парных кабелей.

Ввод нового оборудования АТС был назначен на 22 июня 2001 года, в ночь с пятницы на субботу. Позднее и заказчик, и специалисты компании ЧЕРУС признали, что этот ответственный момент прошел с минимальными потерями.

Но потери все же были. Современные телефонные станции не приспособлены к работе на протяженных линиях. Заказчик изначально хотел сохранить, насколько это возможно, кабельную структуру узла. Но напряжение питания цифровой станции составляет 48 В, а этого недостаточно на участках, где телефонный аппарат отстоит от станции на 10—15 км. Недостаток мощности привел к тому, что некоторые абоненты после переключения на короткое время оказались вне доступа.

Возникшая проблема была решена за несколько дней. На проблемных участках были установлены усилители сигнала. В будущем планируется подключить удаленных абонентов через другие узлы связи.

В настоящее время в сети задействовано 13,5 тыс. портов. Проектная мощность составляет 16,2 тыс. портов. Номерная емкость телефонной сети общего пользования — 10 тыс. номеров.

Модернизация продолжается

Центральному узлу связи МПС в этом году исполнилось 83 года. Реконструкция вдохнула новую жизнь в это жизненно важное подразделение министерства. “МПС — единственное министерство, которое сохранило и физически, и юридически транспортные коридоры по всей территории бывшего Советского Союза, — отметил Евгений Жуков. — Использование цифровых каналов поднимает связь внутри ведомства на качественно новый уровень”.

МПС уже несколько лет ведет полную модернизацию имеющихся в ведомстве сетей связи. Итогом этой работы будет создание единого информационно-коммуникационного пространства отрасли. Это, в свою очередь, сможет повысить эффективность работы отечественных железных дорог. Относительно небольшой (по масштабам отрасли) проект реконструкции Центрального узла связи — необходимое и важное звено в развитии телекоммуникаций МПС.

ЦСС МПС
http://www.css-mps.ru
Центральная станция связи МПС образована в марте 1918 года. Сегодня это государственное унитарное предприятие. Оно обеспечивает Министерство путей сообщения услугами связи для управления деятельностью железнодорожных предприятий на всей территории России и, кроме того, предоставляет ряд услуг вневедомственным потребителям.

Ведомственная сеть междугородной связи ЦСС МПС имеет протяженность около 100 тыс. км и объединяет не только все крупные города России, но и небольшие населенные пункты, через которые проходит железная дорога.

Услугами ЦСС МПС в настоящее время пользуется около 1,5 тыс. юридических лиц. Кроме традиционных услуг, ЦСС оказывает услуги пейджинговой и транкинговой связи.