Мария Суханова

Для всех коммуникационных проектов, выполняемых региональными энергетическими компаниями (и, увы, не только для них), характерна крайняя ограниченность бюджета. Изыскать средства на развитие коммуникаций всякий раз очень сложно, так как для энергетиков это непрофильное направление,. Поэтому серьезные проекты здесь всегда планируются в расчете на очень длительную перспективу.

Традиционно у энергетиков для ведомственной телефонной связи, диспетчерской связи и оперативного управления используются каналы тональной частоты (ТЧ), организованные непосредственно поверх линий электропередачи, а для сопряжения ТЧ-каналов с телефонными станциями служит специализированное оборудование АДАСЭ. Однако эта технология уже не удовлетворяет современным запросам предприятий. Потребности в телефонных линиях растут вместе с самими компаниями, а для новых средств мониторинга и корпоративных бизнес-приложений нужны скорости передачи данных, недоступные в ТЧ-каналах. Кроме того, канал, организованный в высоковольтной линии, перестает действовать при ее аварии, поэтому из соображений надежности сеть связи следует сделать независимой от энергосистемы.

"Задачу модернизации ведомственных сетей связи в Тверской области мы поставили перед собой давно, поскольку понимаем, что наш бизнес существенно зависит от качества телекоммуникационных систем. А они уже давно устарели, как морально, так и физически", -- рассказывает генеральный директор "Тверьэнерго" Виктор Шаповал. Долгосрочная концепция развития телекоммуникационной инфраструктуры энергосистемы, разработанная в 1997--98 гг., предусматривала постепенный перевод всей сети на цифровые технологии. Цифровизация позволяла улучшить качество телефонной связи и обеспечить доступ из филиалов к корпоративным информационным системам -- системе оперативного управления предприятием, порталу управленческой отчетности, базе нормативно-распорядительных документов и пр. Переход на цифровые каналы для передачи телеметрической информации существенно снижал вероятность ошибки в данных, а значит, и сбоев в подаче электроэнергии потребителям. Упрощалось и улучшалось управление самой сетью связи.

Намеченная модернизация началась в конце 90-х и продолжается до сих пор. Она несколько отстала от первоначального графика, в первую очередь, конечно, из-за дефолта. Однако было заранее известно, что средства будут выделяться лишь понемногу. Следовательно, приходилось ориентироваться на очень постепенное развитие проекта. Эта ситуация характерна для всех региональных энергетических компаний: если проекты на уровне магистральных ведомственных сетей финансируются по особой программе создания единой цифровой системы связи РАО "ЕЭС России", то для регионального уровня никаких специальных программ не предусмотрено. Здесь энергосистемы должны самостоятельно изыскивать средства на цифровизацию своей связи, а они в состоянии выделять из своего бюджета только достаточно скромные суммы.

Такой подход требует специального планирования. В частности, для телефонной составляющей проекта "Тверьэнерго", где замена аналоговых АТС цифровыми растянулась во времени, станции модернизировались параллельно с установкой вновь приобретенных. Кроме того, новые станции должны были обеспечивать взаимодействие с уже имеющимися (пока не замененными) аналоговыми, а для этого поддерживать специфические протоколы АДАСЭ.

Выбор поставщика

На российском рынке представлен целый ряд производителей телефонного оборудования, станции которых обладают необходимыми для данного случая функциями, имеют сходные технические характеристики и примерно одинаковую стоимость. В этих условиях выбор определяется такими критериями, как условия расчетов, сроки поставки оборудования, обучение персонала, условия ознакомления с предлагаемым решением, его дальнейшая поддержка.

Первый тендер "Тверьэнерго" на поставку цифровой АТС в 1997 году, так же как и все последующие, был выигран интегратором "Телекомстрой СПб" с решением на базе оборудования Definity SI (тогда выпускавшейся Lucent, а потом -- Avaya). В них участвовали еще несколько производителей аппаратуры, зарубежных (Siemens, Nortel) и отечественных ("Информтехника и связь"). Разумеется, при выборе всякий раз учитывались преимущества гомогенной системы на базе станций одного семейства (прежде всего -- простота, дешевизна и удобство эксплуатации по сравнению с "зоопарком" разных решений), но лишь как один, хотя и очень важный, фактор.
Кроме того, для компаний с ограниченным бюджетом (в частности, энергетических) очень важно, кроме того, что "Телекомстрой СПб", в отличие от многих других интеграторов, не настаивал на полной предоплате. "Мы знаем, что наши работы будут обязательно оплачены, как только у энергосистемы появятся средства, -- объясняет директор компании по работе с корпоративными заказчиками Лариса Марина. -- Поэтому мы можем предложить энергосистеме рассрочку платежей на год. Такое взаимопонимание помогло партнерам, в частности, пережить дефолт 1998 года".

Работы

Для цифровизации системы связи требовалась транспортная сеть. В 1997 году, когда начинался проект, единственным способом организовать ее для "Тверьэнерго" было самостоятельное строительство (из операторов в области работала только местная "Электросвязь", которая сама базировалась на аналоговых линиях), так что энергетики занялись прокладкой волоконнооптических кабелей. Построенная сеть охватила часть предприятий энергосистемы и генерирующие объекты. Для соединения филиалов энергосистемы, которые подключались позднее, использовались магистральные каналы связи самых разных операторов, включая "Ростелеком", "ЦентрТелеком", МТТ, Sonera и даже МТС.

Ход строительства каналов во многом определил очередность установки цифровых АТС на объектах энергосистемы. Самая первая цифровая АТС -- Lucent Definity SI -- начала работать в главном управлении "Тверьэнерго" в 1997 году. Потом в 1998, 2001, 2003 и 2004 годах добавилось еще по одной. В 2005 году были установлены сразу четыре АТС. К настоящему времени ведомственная сеть компании насчитывает десять станций и 2350 портов.

Самым сложным из всех был проект по установке центральной АТС, новаторский по ряду параметров. В его выполнении приняли непосредственное участие специалисты Lucent. Именно тогда впервые в практике российской энергетики были опробованы, а затем успешно прошли сертификационные испытания платы АДАСЭ для станций Definity. Одновременно сертифицировалось и специализированное ПО для управления ведомственными каналами АДАСЭ, разработанное компанией "Телекомстрой СПб". Эта программа, ориентированная на диспетчеров, помогает осуществлять мониторинг каналов связи, выявлять возможные неисправности, управлять сетями связи с помощью удобного пользовательского интерфейса.

Специалисты Lucent организовали на территории "Тверьэнерго" макетные испытания аппаратуры: привезли АТС (которая еще не была приобретена), установили ее в главном управлении энергосистемы, настроили и предоставили специалистам СДТУ возможность поработать с ней в течение двух месяцев и проверить корректность поддержки АДАСЭ. Только после этого был решен вопрос о покупке станции. Использование Definity с платами АДАСЭ обязательно в течение "переходного периода" для связи с теми подразделениями, где пока сохраняются аналоговые АТС. Там, где уже действует цифровая телефония, каналы АДАСЭ сохраняются в качестве резервных.

Чтобы растянуть инвестиции по времени, абоненты переводились на Definity постепенно. Сначала был приобретен один кабинет станции и для него выполнено сопряжение со старой аналоговой АТС. Затем докуплены новые абонентские порты, дополнительный кабинет и опять выполнено все сопряжение -- и так далее, пока все пользователи не оказались подключены к новой АТС.

Пусконаладочные работы на первой Definity завершились в 1998 году, и с тех пор она работает без сбоев. В последних по времени проектах на проведение наладочных работ в филиалах требовалось в среднем четыре дня. Работы происходили в основном без участия специалистов Avaya (те приезжали только в особых ситуациях). Опытная эксплуатация продолжалась в большинстве случаев около трех месяцев (критерием ее успешного завершения считается отсутствие отказов в работе). "Инженеры филиалов, -- рассказывает инженер коммутационного оборудования СДТУ "Тверьэнерго" Елена Емельянова, -- обычно консультируются с нами после окончания наладки, когда что-то надо поменять. На этапе опытной эксплуатации, как правило, обращений уже немного, а в процессе текущей эксплуатации их практически нет".

Надо сказать, что за время, прошедшее с момента начала проекта, АТС Definity существенно изменились. Нынешние модели Avaya S8500-S8700 -- это конвергентные коммуникационные серверы, поддерживающие как традиционную цифровую, так и IP-телефонию. Для того чтобы новые элементы инфраструктуры заработали, требовалась модернизация центральной станции до уровня S8710. Но благодаря продуманной долгосрочной стратегии развития оборудования, выработанной Avaya, эта модернизация свелась к обновлению ПО -- менять "железо" станции не понадобилось.

Результаты и перспективы

Хотя модернизация сети "Тверьэнерго" еще не полностью завершилась, компания располагает современной цифровой транспортной инфраструктурой регионального масштаба. Локальные сети всех филиалов связаны между собой. Там, где транспортная сеть пока отсутствует, для передачи данных используются VPN-соединения через Интернет. Перевод связи на цифровые технологии позволил повысить уровень административного и оперативного управления на всех уровнях, от диспетчеризации процессов передачи электроэнергии до контроля качества передаваемой электроэнергии.

Цифровые АТС позволили увеличить в "Тверьэнерго" количество внутренних номеров и соединительных линий, благодаря чему стало проще дозвониться в филиалы. Существенно повысилось и качество связи, соединение выполняется быстрее. Сотрудникам стали доступны стандартные офисные функции, такие как перевод или удержание звонка. Доступна IP-телефония, за счет которой "Тверьэнерго" рассчитывает существенно сократить затраты на междугородные переговоры.

Администрирование телефонной сети сейчас централизовано -- настройками станций в районных центрах можно управлять из офиса главного управления. Так что высококвалифицированные инженеры находятся в центре, а в филиалах работают менее квалифицированные специалисты -- хотя все сотрудники "Тверьэнерго", связанные с оборудованием Avaya, в обязательном порядке проходят обучение в учебном центре. Предусмотрен и удаленный доступ к АТС из офиса "Телекомстроя СПб". Эта компания по договору обеспечивает для "Тверьэнерго" удаленный мониторинг оборудования и управление им.

Основное направление дальнейших работ -- замена аналоговых телефонных станций цифровыми в тех филиалах, где это пока не сделано. Планируется также модернизировать центральную АТС с заменой процессора на более мощный и установить дополнительные порты для подключения соединительных линий. При этом появится возможность удобного администрирования станции через ЛВС.
Кроме того, в помещении "Тверьэнерго" будет установлен транзитный узел телефонной сети ФСК ЕЭС. Работы по установке станции ФСК ЕЭС (это также Definity) уже ведутся. "Долгосрочность проекта предполагала создание телефонной сети высокого качества, которая была бы актуальна в течение продолжительного времени, -- говорит начальник управления ИТ ОАО "Тверьэнерго" Виктор Семченко. -- Подразумевалась возможность модернизации сети и оборудования. Поэтому проект был и до сих пор остается актуальным".