До недавнего времени вычислительные и телефонные сети универсамов «Седьмой континент» подключались к центральному офису через разных провайдеров, главным образом по выделенным каналам на 256 кбит/с. В начале этого года компания реализовала масштабный проект по построению единой сети MPLS VPN, которая была развернута на базе инфраструктуры оператора КОМКОР. В качестве «побочного эффекта» скорость подключения возросла до 10 Мбит/с.

«Седьмой континент» — старейшая розничная сеть Москвы: первые три магазина открылись еще в 1994 году. Коммуникационная инфраструктура компании развивалась по мере открытия новых магазинов — каждый из них получал каналы для доступа в корпоративную сеть передачи данных, а также городские и внутренние телефонные линии, причем использовались ресурсы тех операторов, которые предлагали наилучшие условия для данной точки. Подключения к сети передачи данных выполнялись выделенными каналами 256 кбит/с, и этого вполне хватало для текущих задач.

Задача

Существовавшая схема не устраивала «Седьмой континент» прежде всего сложностью управления. Обеспечение эффективной работы сервисов требовало согласованного действия различных операторов. На достижение этой согласованности и четкого распределения компетенций между ними зачастую тратились значительные ресурсы времени. Чтобы сделать схему подключения проще и надежнее, КОМКОР — оператор Московской волоконно-оптической сети (МВОС), которой на тот момент пользовались девять магазинов «Седьмой континент», — предложил создать для компании единую мультисервисную сеть на базе технологий MPLS VPN.
КОМКОРу технологически проще было предоставить во все точки каналы с пропускной способностью 10 Мбит/с, чем 256 кбит/с, поэтому руководство «Седьмого континента», учитывая перспективы развития корпоративной информационной системы, приняло соответствующее решение. «Проект позволял нам получить дополнительные сетевые сервисы, повысить надежность связи в целом и снизить затраты на построение и содержание сети», — говорит директор Департамента закупки и обеспечения электронным оборудованием «Седьмого континента» Андрей Пачикин.

В результате реализации проекта телекоммуникационная инфраструктура торгового предприятия была переведена на каналы сети КОМКОР, а услуги корпоративной телефонии обеспечила входящая в группу КОМКОР компания ИАС. «Мы стремились облегчить «Седьмому континенту» взаимодействие с оператором: как ни надежен каждый из партнеров, единая точка ответственности все-таки лучше, — поясняет суть проекта начальник отдела продаж ИАС Вадим Ушмадеев. — Надо сказать, что заказчикам часто бывает психологически сложно принять такое решение: в данном случае переговоры фактически шли три года».

Решение

В отличие от ряда других проектов для розничных сетей, которые в разное время реализовал КОМКОР, в данном случае заменять оборудование у заказчика не понадобилось. «ИТ-отдел «Седьмого континента» с самого начала очень грамотно подходил к приобретению аппаратуры, так что все магазины оказались полностью готовы к подключению», — рассказывает В. Ушмадеев.
В качестве оконечного оборудования КОМКОР устанавливал на площадках заказчика абонентские узлы производства компании Terawave, главным образом PON-TW-300. Эти устройства позволяют предоставить пользователю интерфейсы разных типов — Ethernet для передачи данных, E1/ISDN PRI для телефонных потоков, — и к ним непосредственно присоединялись коммутаторы локальных сетей магазинов и телефонные станции Siemens (Hiсom 350H или HiPath 4000 в зависимости от размера магазина и количества поддерживаемых линий). В результате отказались от маршрутизаторов Cisco — сейчас вся маршрутизация выполняется в MPLS-сети КОМКОР. Причем абонентские узлы принадлежат оператору и обслуживаются им же.

При составлении плана переключений существовавшая в «Седьмом континенте» IP-адресация была сохранена, что позволило обойтись без перенастройки локальных сетей. Номерную емкость заменили: заказчик вернул прежние номера предоставлявшим их операторам, а взамен получил от ИАС новые, вместе с единым планом внутренней нумерации. План является шестизначным: три первые цифры соответствуют коду точки, три последние — коду сотрудника. Из внешних номеров заказчик решил сохранить телефон своего call-центра — 777-777-9, существенный для него как для участника пула «Шесть семерок».

Работы

Проект стал беспрецедентным для КОМКОРа по объему и срокам работ. Оператор поддерживает другие сети сравнимого и большего масштаба, но они создавались в течение нескольких лет, а здесь после подписания контракта понадобилось подготовить сразу 108 бланков заказа на абонентские узлы. Для заказчика было важно провести переход на новую сеть за минимальное время, и план-график предусматривал подключение пяти точек в неделю. При этом часто удавалось подключить новую точку в течение месяца, а иногда и двух недель. «Чтобы этого добиться, мы должны были очень четко распределять обязанности, грамотно распоряжаться ресурсами, оперативно выявлять и решать возникающие внешние проблемы», — рассказывает В. Ушмадеев. Активные работы начались в июне 2005 года, а 4 ноября был подключен последний адрес. В настоящее время торговая сеть заказчика продолжает расти, новые точки присоединяются к его мультисервисной сети в рабочем порядке. На территории Москвы сеть КОМКОР имеет очень высокую плотность точек присутствия и как нельзя лучше подходит для охвата большого количества площадок, расположенных в самых разных местах столицы. Более чем в половину магазинов уже были заведены волоконно-оптические кабели сети, в 40% точек понадобился тот или иной объем строительных работ.

В Московской области, где также имеются магазины «Седьмой континент», каналы были сделаны составными, с использованием линий, предоставленных местными операторами. Связь с регионами организовывалась по каналам национальных операторов. Для магазина в Санкт-Петербурге подключение обеспечил «Эквант», предоставляющий ему услуги местной телефонии. Канал до Калининграда создан на базе сети «РТКомм.ру».

Городские телефонные линии региональным филиалам предоставляют местные операторы связи, а их сети данных связаны с центральным офисом в Москве. Сейчас ведутся работы по включению номеров в филиалах в единый номерной план компании. Проект предусматривает передачу голосового трафика по IP-каналам, причем это будет чисто транспортное решение, когда преобразование выполняется в операторских сетях, а центральный офис и филиал имеют дело с телефонными потоками.

В «Седьмом континенте» московского региона принят круглосуточный режим работы, однако закрывать магазины для нового подключения не требовалось — перерыв связи составил не более пяти минут. Для повышения надежности центральный офис заказчика был подключен к сети КОМКОР двумя независимыми каналами от двух разных узлов по несовпадающим трассам, а сама операторская сеть имеет государственный сертификат, подтверждающий наивысшую степень ее надежности и безопасности. Все системы сети КОМКОР работают в режиме «горячего резервирования», т. е. при неисправности они без перерыва связи автоматически переключаются на резерв. Это, кстати, относится и к электропитанию: во время масштабной аварии прошлого года КОМКОР запустил дизели, и сеть продолжала функционировать.

Первые результаты

С построением единой мультисервисной сети была выполнена основная задача проекта — упрощение обслуживания корпоративной коммуникационной системы с одновременным повышением ее надежности. В любой магазин всегда можно дозвониться, при этом слышимость отличная. Упростилась сетевая инфраструктура «Седьмого континента» — обслуживанием распределенной сети занимается одна и та же служба поддержки.

Благодаря появлению высоконадежных скоростных каналов связи ИТ-служба «Седьмого континента» смогла организовать работу через сеть ряда бизнес-приложений, обслуживающих торговый процесс, обеспечить централизованный доступ к внутренним базам данных, единым товарным справочникам. Система видеонаблюдения позволила поднять уровень безопасности на новую высоту. «Мы не только получили необходимые сервисы, но и построили легко масштабируемую мультисервисную сеть, которая обеспечит наши потребности в ближайшие годы», — считает Андрей Пачикин.