Перед отделением Пенсионного фонда РФ по Тверской области (ОПФ) встала задача оперативной обработки больших объемов данных в максимально сжатые сроки и повышения эффективности информационных сервисов, в том числе средств телефонии. Ее решение должно было улучшить оперативность управления сбором и передачей данных, а также повысить эффективность общих и специализированных корпоративных сервисов и служб, касающихся в том числе и средств телефонии.

До создания компьютерной сети передачи данных (КСПД) информация передавалась по модемной связи или через почтовый сервис. При этом, как поясняет начальник отдела информатизации ОПФ Виктор Лосев, отделение получало необходимые сообщения в лучшем случае на следующие сутки, что в конечном счете сильно затрудняло его работу.

Когда в ОПФ пришли к выводу, что пора создавать единую среду голосовой связи, то сначала было рассмотрено самое простое решение — связать офисные УАТС цифровыми каналами. Однако, по словам Виктора Лосева, вскоре от этого варианта отказались — вместо него была построена единая среда передачи данных и голоса и VoIP-телефонии. В качестве маршрутизирующего оборудования КСПД использовались решения компании Cisco Systems, а при определении поставщика средств IP-телефонии рассматривались продукты Cisco Systems и Avaya. Но в итоге и здесь выбор был сделан в пользу Cisco.

Проект был реализован в три этапа при участии компании INLINE Technologies. На первом этапе осуществили монтаж и наладку центрального узла и еще четыре узла смонтировали в районах области. При этом проводилась отладка и отработка всех элементов оборудования. Второй этап состоял в поставке и монтаже аппаратуры на всех узлах КСПД, а на третьем эти узлы были подключены к каналам связи — данный этап и оказался самым длительным.

Вопрос о создании единой среды передачи данных осложнялся практически полным отсутствием телекоммуникационной инфраструктуры в Тверской области. Поэтому немало хлопот доставило согласование работы различных подразделений, задействованных в проекте. Как отмечает Виктор Лосев, сложности в развертывании оптоволоконных линий связи, прокладкой которых занималось ОАО «Центртелеком», растянули процесс подключения узлов сети передачи данных более чем на год. Весь проект без учета аренды каналов обошелся приблизительно в 30 млн. рублей.

Создание единой транспортной среды на основе IP-протокола позволило использовать в работе принципиально новые технологические решения доступа к данным по типу клиент — сервер. Теперь сотрудники пенсионного фонда могут получать информацию в режиме реального времени и, как следствие, гораздо быстрее решать вопросы пенсионеров и застрахованных лиц. Для оперативного обслуживания граждан в режиме «одного окна» были развернуты клиентские службы, создание которых без прямого доступа к данным было бы просто невозможно. В плане голосовых сервисов единое номерное пространство и возможности IP-телефонии позволяют проводить конференции, а на базе Cisco Call Manager, к примеру, в ОПР был быстро развернут многоканальный телефон «горячей линии». Он особенно пригодился при реализации Программы правительства по монетизации льгот, которая вызвала шквал вопросов со стороны пенсионеров и льготных категорий граждан.

По окончании построения КСПД двое сотрудников отдела ИТ ОПР прошли обучение в фирме Cisco Systems в Москве. Впрочем, по словам Виктора Лосева, практически сразу после этого один из них уволился, что в общем-то и не удивительно, если учесть довольно низкую их зарплату и большую востребовательность на рынке труда специалистов данного направления.
В настоящий момент договор о технической поддержке КСПД официально не заключен, однако сотрудники фирмы INLINE Technologies осуществляют телефонные консультации. Кроме того, открыта специальная служба для решения проблем, возникающих при эксплуатации КСПД.

Как подчеркивает Виктор Лосев, для ОПФ этот проект интересен высокой степенью интеграции всех сервисов, а также унификацией решения, позволяющей легко масштабировать КСПД. Сейчас сеть передачи данных состоит из 41 узла и объединяет более семисот ПК и около пятисот телефонов. В течение нынешнего года планируется подключить еще три узла, расположенных в Твери, — таким образом пропускная способность каналов связи увеличится еще больше. Кроме того, завершается создание единой КСПД Пенсионного фонда РФ. По оценкам Виктора Лосева, это позволит объединить и расширить информационные и коммуникационные сервисы и в других его отделениях.