Для организации взаимодействия с партнерами часто требуется установить тот или иной программный продукт, предусмотренный их корпоративным стандартом, и вписать это «чужеродное тело» в собственную ИС.

Компания «Гранд Косметик», существующая около десяти лет, до недавнего времени была известна на рынке главным образом как оптовый дистрибьютор декоративной косметики. Однако с конца прошлого года она начала развертывание сети для розничной торговли шведской косметикой марки Make Up Store. На момент, когда готовился этот материал, в России действовало восемь магазинов Make Up Store — четыре в Москве и по два в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, — а к концу 2007-го их число предполагается довести до пятнадцати.

«Гранд Косметик» открывает магазины по франчайзинговому договору с Make Up Store, что предполагает выполнение целого ряда условий: шведская сторона определяет и маркетинговые мероприятия, и оформление, и используемое оборудование. «Мы как франчайзи должны четко соблюдать стандарты», — объясняет управляющий директор «Гранд Косметик» Александр Брацлавский.

Сказанное относится и к информационным системам. Компания Make Up Store уже много лет использует ERP-решение Microsoft Dynamics NAV (ранее Navision) со специализированной надстройкой LS Retail (разработки исландской компании Landsteinar Strengur), которая обеспечивает функции фронт-офиса — взаимодействия с покупателем. И хотя ранее у «Гранд Косметик» не было планов менять свою информационную систему (построенную на базе одного из популярных отечественных продуктов), сейчас здесь также внедряется Microsoft Dynamics NAV — это необходимо, чтобы взаимодействовать с новым партнером. «В самом контракте оговорена платформа только для фронт-офиса, но скорее всего нам придётся перевести на Microsoft Dynamics NAV и функции бэк-офиса, — говорит Александр Брацлавский. — Магазинов становится много, и нужен эффективный обмен информацией между ними».

Поскольку новые магазины должны были сразу начать работу под управлением LS Retail, подготовка к их открытию включала внедрение продукта, которое осуществил системный интегратор «Импакт-Софт». Соответствующие услуги на российском рынке предлагают несколько компаний, но вопрос о выборе партнера для «Гранд Косметик» фактически не стоял. «Мы не проводили тендер как таковой, — рассказывает Александр Брацлавский, — поскольку давно знаем "Импакт-Софт" по проектам, выполненным для наших партнеров. Один из них, "Арбат-Престиж", дал нам возможность ознакомиться с материалами своего тендера, который был очень серьезным и в котором фирма "Импакт-Софт" вышла на первое место по целому ряду параметров. Кроме того, сотрудничать с "Импакт-Софт" нам порекомендовала компания MABI Consulting, постоянный консультант Make Up Store». Недавно «Импакт-Софт» сообщила о начале еще двух новых проектов по внедрению LS Retail — для продуктовой розничной сети «Станем друзьями» и сети модной одежды и обуви MEXX.

Настройка LS Retail началась всего за месяц до открытия первого магазина. «Нам очень понравилось сотрудничество с "Импакт-Софт", они действительно быстро выполнили всю работу», — замечает Александр Брацлавский. Конечно, на скорости отразилось то обстоятельство, что внедрялось многократно отработанное решение, — большинство настроек системы определялось корпоративным стандартом Make Up Store, и их не требовалось как-либо менять. У специалистов «Импакт-Софт» оказалось, таким образом, сравнительно немного дела: они перевели на русский язык интерфейс системы, адаптировали ее к фискальным регистраторам (эти аппараты не используются в сети Make Up Store в других странах, но по российским правилам их применение обязательно), доработали форматы для обмена данными со штаб-квартирой в Швеции и помогли организовать выгрузку информации в старую ИС.

Проект был завершен в срок, и точно по плану в декабре 2006 года открылись два магазина, а в первом квартале 2007-го — еще три, в том числе один в Санкт-Петербурге (его географическая удаленность от центрального офиса проблем не вызвала). Сейчас общее число магазинов, как уже говорилось, достигло восьми, из них четыре находятся в регионах. В среднем появляются одна-две торговые точки в месяц, и все они запускаются под управлением LS Retail. «Импакт-Софт» обеспечивает техническую поддержку системы: она необходима, поскольку из Швеции довольно часто приходят программные обновления, которые вносятся при участии компании-интегратора.

«Система работает бесперебойно, и проблем с ней нет, по крайней мере до сих пор мы с таковыми не сталкивались, — констатирует Александр Брацлавский, — но главная работа еще впереди. Решения для фронт-офиса нацелены на продажу товара, так что в них мало сказывается специфика бизнеса, да и продукт не имеет принципиального значения. А вот с бэк-офисом ситуация совершенно иная». Сегодня данные LS Retail (помимо того, что они передаются в штаб-квартиру Make Up Store в Швеции) выгружаются в существующую ИС «Гранд Косметик». Благодаря этому менеджеры компании получают оперативную информацию о продажах, товарных остатках и т. п., необходимую для бухгалтерии, для учета товара, для отдела продаж и других служб. Но уже начата подготовка к постепенному переводу бэк-офиса на Microsoft Dynamics NAV.

Cейчас проект по внедрению функций бэк-офиса находится в стадии разработки технического задания, которое в течение месяца предполагается завершить и передать в «Импакт-Софт». «На текущем этапе речь идет только об управлении товародвижением, — поясняет Александр Брацлавский. — Функции управления бухгалтерией, финансами, зарплатой и кадрами мы пока не затрагиваем. Однако из опыта внедрения Microsoft Dynamics NAV в магазинах "Арбат-Престиж" мы знаем, что настройки для подсистем управления торговлей и складом в нашем случае сложны сами по себе, причем задача практически не зависит от размера магазинов, моно- или мультибрендовости и числа наименований. Поэтому воздержусь от прогнозов относительно сроков запуска. Скажу лишь, что как только функции бэк-офиса будут реализованы, мы, естественно, распространим их на все свои магазины».