Точной статистикой не располагаю, но судя по всему большая часть собственных разработок программного обеспечения в России ведется не для создания отдельных приложений.Интеграционные модули и дополнительные функциональные блоки развернутых тиражных продуктов — вот что разрабатывают сегодня многочисленные коллективы программистов в компаниях всех размеров.
Так, например, банки испытывают острую необходимость в создании коннекторов между своей АБС и системами контрагентов, поскольку стандарты в этой области отсутствуют. Эта «бесконечная история» поглощает массу ресурсов, но при всем желании ИТ­руководитель не может отдать такие работы внешнему исполнителю: невыгодно, как правило, долго и опасно. Крупные блоки, особенно технологически специфичные, автоматизацию отдельных функций стараются отдать внешним подрядчикам, но это возможно далеко не всегда. Надо как минимум найти подрядчика нужной специализации. Другая типовая задача — «перекидывание мостиков» там, где их не проложили разработчики тиражных пакетов. Либо внутри отдельного приложения, либо между ними. Этим активно заняты и промышленные, и торговые фирмы. Неформализованная постановка задач, отсутствие документации, зависимость от разработчиков — все эти беды остаются очень распространенным бичом. Но бичом ли?

ИТ­директор компании «Пересвет­инвест» (занимается инвестированием недвижимости, строительства и т. п.) Владимир Трясцин не склонен сильно печалиться по этому поводу, хотя сталкивается со всеми перечисленными проблемами. Основные бизнес­процессы фирмы автоматизированы с помощью Oracle е­Business Suite. Но функ­циональность, связанная с анализом и планированием движения денежных потоков, риэлторские задачи, отражающие особенности бизнеса, сбор и обработка статистики обращений реализованы в собственноручно написанных модулях.

Постановка задач на автоматизацию процессов и поддержки бизнеса, по словам Владимира Трясцина, формализована в компании очень слабо. Большинство сотрудников, в том числе экономисты, не хотят напрягать себя задачами автоматизации, а руководство компании, как правило, не считает нужным стимулировать их деньгами, поскольку это часть их работы, рассказывает Владимир Трясцин. «Мало есть компаний, — говорит он, — в которых сотрудники сами сознавали бы необходимость автоматизации и были бы готовы чем­то пожертвовать ради неё. Все хотят, чтобы это проходило незаметно и плавно, по возможности никого не напрягая. При этом всех устроят медленные темпы. Мы плавно и движемся. Внутренние заказчики только перечисляют бизнес­задачи, которые они хотели бы автоматизировать». В результате в «Пересвет­инвесте» ИТ­директор сам формулирует задачи, ставит приоритеты, руководит разработчиками. Отдел ИТ небольшой, всего десять человек, из них четверо — программисты. Консультирует ИТ­специалистов и берёт на себя часть работ внешний подрядчик, выполнявший проект по внедрению Oracle е­Business Suite, — компания «Форс — Центр разработки».

При этом Владимир Трясцин вполне удовлетворен сложившимся соотношением тиражного продукта и самостоятельной разработки. «Вначале я даже не понимал, насколько это удачный вариант», — замечает он и поясняет, почему. С одной стороны, полностью полагаться на собственные силы опасно: нет никаких гарантий, что программисты, многие из которых скорее всего будут решать подобные задачи впервые, смогут написать приложение, способное адекватно поддерживать бизнес компании. «Если ты берешь за основу фирменную ERP­систему, то у тебя есть гарантия, что правильно будет работать сердцевина, а лоскутки уж как­нибудь напишем и приклеем», — говорит Владимир Трясцин. С другой стороны, средний бизнес вообще очень мобилен, а строительная отрасль в последние годы — особенно. Правила игры меняются быстро, меняются и бизнес­модели, методы работы. Поэтому даже будь в ERP­системе нужная функциональность, переделывать ее (если не хватает перенастройки) все время было бы куда тяжелей, чем переписывать свой код, полагает Владимир Трясцин. «У нас до 30% кода идет “в корзину”, на выброс, просто потому, что бизнес очень быстро меняется», — подчеркивает он.

Текучка кадров есть, люди уходят, и никакой программной документации не остается. Но ничего особенного ИТ­директор «Пересвет­инвеста» в этом не видит. «Остаюсь я и еще несколько ключевых сотрудников ИТ­отдела и функциональных подразделений, — комментирует он. — Опираясь на уже имеющийся опыт, мы перед новым сотрудником поставим задачу лучше, чем прошлый раз, и он просто напишет “программный лоскут” заново. Это будет в три, в пять раз быстрее, чем по первому разу». Такое же спокойное отношение у него и к вопросу перехода на новые версии тиражного ПО: «За те несколько лет, через которые выйдет новая версия, у нас всё уже сто раз переменится, от тех модулей, что мы делаем сейчас, возможно, не сохранится ничего, так что сейчас в переходе на новую версию усматривать проблему нет смысла», — полагает Владимир Трясцин.