Нередко случается, что предприятие, приобретающее «тяжелый» софт известных мировых разработчиков, стремится с помощью его функционала решить большой спектр задач автоматизации. Благо возможности таких систем широки. Но бывает и по‑другому. Проект в «Детском мире» необычен тем, что представляет собой параллельное внедрение системы Oracle Retail и продуктов «1С» в качестве основы финансовой системы.

Предпосылки создания новой корпоративной информационной системы в «Детском мире» традиционны: значительный рост бизнеса, несоответствие имеющейся информационной системы масштабу деятельности группы компаний. Плюс отсутствие единых корпоративных стандартов, инструментов контроля и огромные временные затраты на подготовку консолидированной управленческой отчетности.

Проект совпал с реструктуризацией группы компаний «Детский мир». Если до этого она представляла собой несколько юридических лиц: розничные операторы, оптовый оператор и зарубежные компании, осуществляющие закупку товара у зарубежных производителей, — то после реструктуризации количество розничных операторов сократилось и образовалась обширная филиальная сеть. В головной организации была создана служба методологии, а с появлением нового главного бухгалтера проведены структурные преобразования бухгалтерских служб как в центральном офисе, так и в регионах. Эти организационные преобразования длились с 2007 по 2008 год.

Пересмотр планов

Изначально создать корпоративную информационную систему для основного бизнеса предполагалось на базе Oracle Retail. Эта система должна была покрыть все задачи компании. Единственное, чего в ней не было, — функция автоматизации логистических операций. Для автоматизации финансового учета в рамках системы предлагалось внедрить несколько функциональных модулей финансового контура Oracle E‑Business Suite. В это же время в центральном офисе готовили к внедрению «1С: Управление производственным предприятием 7.7». Планировалось, что это будет «узкое» внедрение с целью замены собственной разработки — программы «Финансы без проблем». К слову, с этой программой проблем в «Детском мире» как раз было множество, прежде всего связанных с сопровождением продукта.

Первой предпосылкой к изменению первоначального плана проекта стало осознание методологами «Детского мира», что внедрять в центральном офисе седьмую версию системы «1С: Управление производственным предприятием» — непра­вильно, так как на рынке имелся более развитый и совершенный продукт «1С: Управление производственным предприятием 8».

Алла Масленникова, встав во главе управления методологии учета финансового департамента «Детского мира», инициировала работу по созданию Концепции взаимодействия учетных систем «1С» и Oracle, чтобы разобраться, как будут разграничиваться их функции и проводиться консолидация данных. «Когда мы это сделали, стало ясно, что Oracle для автоматизации финансового контура нам совсем не нужен, — рассказала она. — Во-первых, это не оправдано по затратам. Во-вторых, я не понаслышке знаю, что такое российские локализации западных продуктов, что есть откровенно проблемные вопросы, которые на методологическом уровне там не решены. Финансовый контур ERP‑системы Oracle не учитывает всех особенностей законодательства нашей страны, а это очень важно».

Кроме того, для всех было очевидно, что ввод данных должен быть однократным. Учет по GAAP, бухгалтерский, налоговый, управленческий — всё сводится к одному документу. Другими словами, если операция совершается, она интерпретируется для всех видов учета. «Управленческий контур тоже правильнее вести в одной системе, чтобы исключить параллельный учет, такое для нашей компании недопустимо, так как противоречит логике корпоративной информационной системы», — прокомментировала Алла Масленникова.

«Так сложилось понимание, что финансовый контур весь целиком необходимо делать на базе продуктов “1С”, — продолжила она свой рассказ. — Надо отдать должное адекватному восприятию и мудрости, проявленной руководством головной организации, которое признало нецелесообразность построения финансового контура в ERP‑системе Oracle. Честно говоря, и у меня раньше было весьма высокомерное отношение к продуктам “1С” как у человека, уже имеющего опыт внедрения западных систем SAP и Oracle. Но после серьезного знакомства с программным обеспечением отечественной компании оно изменилось».

В результате благодаря непосредственному участию финансового директора Ольги Каменской, заместителя генерального директора по финансово‑инвестиционному комплексу Алексея Курача и главного бухгалтера управляющей компании Валентины Епишиной было решено расширять границы проекта на базе продуктов «1С». Сейчас архитектура финансового контура системы в «Детском мире» представляет собой несколько продуктов на платформе «1С». Это «Зарплата и Управление Персоналом», «Бухгалтерия» — они используются во всех обособленных структурных подразделениях, филиалах и представительствах компании. В головном офисе, кроме того, имеется еще «1С: Управление производственным предприятием 8», в котором задействован модуль МСФО, переработанный для консолидации отчетности по стандартам US GAAP. В этот модуль не просто передаются данные по оборотам и производится их суммирование, в нём осуществляется и передача самих транзакций, то есть проводятся и учетные функции.

Помимо этого может быть принято решение о задействовании модуля «1С: Планирование/бюджетирование», но это уже перспективы 2009 года.

В настоящее время ведется отдельный проект по автоматизации товарных операций оптового торгового оператора на базе решения «1С: Управление торговлей».

Заметки по ходу работ

После создания «Концепции взаимодействия информационных систем “1С” и Oracle Retail в корпоративной информационной системе группы компаний “Детский мир”» был выбран и утвержден системный интегратор. Им стала компания «Интелис», которая за время ведения проекта провела много оптимальных проектных решений, в частности реализовала отсутствующую в базовой версии «1С» систему «Авизо», необходимую в филиальной структуре. Тиражировать решения в регионы помогла фирма «1С‑Рарус», которая и по настоящее время обеспечивает техническую поддержку. Методологом проекта стала компания PricewaterhouseCoopers.

Несколько слов надо сказать о создании нормативно‑справочной информации (НСИ). В головной организации группы компаний «Детский мир» в департаменте управления бюджетным процессом была создана специальная служба — «Управление НСИ», которая отвечает за ведение корпоративных справочников, используемых в разных корпоративных программных продуктах. «Мы понимали, что без единой системы НСИ обойтись нельзя, — рассказала Алла Масленникова, — и пошли по наименее затратному пути». Рассматривалось три варианта создания системы НСИ и после их анализа был выбран наболее подходящий. Если более конкретно, то проанализировали состояние уже существующих справочников, установили, какие данные мигрируют из системы в систему. Для каждого справочника определили мастер‑систему. Для информации по поставщикам, договорам и структуре продаж мастер‑системой стало «1С: Управление производственным предприятием»; для номенклатуры — мастер‑система IBM Lotus Domino/Notes, используемая в качестве системы товародвижения.

Были утверждены правила синхронизации, разработан формат и регламенты, часть которых еще находится в стадии создания (сейчас эта работа близка к завершению). По словам Аллы Масленниковой, она на собственном опыте убедилась, насколько важно придавать должное значение очистке данных при их конвертации, — ведь довольно часто случается, что автоматизированная система управления уже готова, а данные не очищены, не адекватны новой системе.

Желательно, чтобы фирма «1С» как вендор уделила внимание разработке методологии внедрения и, может быть, взяла на себя функции надзора за ходом крупных проектов, как это делают присутствующие на российском рынке западные компании. Алла Масленникова заметила: «Западные ERP‑системы отличаются подчас раздражающей методичностью, они описывают каждый шаг проекта, создают массу документов, фиксирующих все этапы. В противоположность этому при внедрении российских продуктов мы сталкиваемся с непрозрачностью проектных документов, недостаточной регламентацией, и подчас всё сводится лишь к техническому заданию».

Результаты

«Если говорить о результатах внедрения продуктов “1С” в группе компаний “Детский мир”, то в первую очередь это создание единой распределенной базы данных, объединяющей магазины, филиалы и региональные офисы, — подвела итоги Алла Масленникова. — А во‑вторых, оптимизация и автоматизация внутрихозяйственных расчетов». Конечно же важным результатом будет подготовка консолидированной финансовой отчетности за 2008 год в автоматическом режиме. Проработан регламент закрытия дня, месяца, года, без чего невозможно обеспечить своевременность и адекватность финансовой отчетности, что пока находится на стадии внедрения.

Кроме того, построены комплексы интеграционных решений по взаимодействию различных программных продуктов, реализованных на разных платформах. В частности, с системой товародвижения IBM Lotus Notes/Domino, с ПО кассовых аппаратов «Профи-Т». Прорабатывается интегра­ция Oracle Retail с системой товародвижения IBM Lotus Notes/Domino «Домино».

В целом проект с такой функциональной архитектурой в компании считают оптимальным и уже применили в локальном решении при развертывании бизнеса «Детского мира» на Украине; в будущем его использование планируется и в других странах ближнего зарубежья.

Группа компаний «Детский мир» продолжает развитие. В настоящее время родился новый проект по внедрению WMS-решения — системы управления складом «Eхcееd» на новой складской территории в Крёкшине. Встают задачи по интегрированию данной системы с системами товародвижения.