Только ленивый не мудрствует сегодня на тему интеллектуальных транспортных систем (ИТС). Хотя для многих это понятие мало что значит. Обычно на ум сразу приходят безнадежная борьба с пробками в городах да «умные» светофоры. В российских регионах, где пробок поменьше, ИТС и вовсе остается всего лишь занимательной теорией.

На автомобильных дорогах Пермского края создание ИТС началось в мае 2007 года. Тогда пермские дорожники обладали только одним пунктом контроля интенсивности движения транспортных средств и центром автоматической обработки (полива хлоридами) проезжей части мостового перехода через Каму. Заказчики из администрации города Пермь в те времена не задумывались о создании единой архитектуры ИТС, позволяющей контролировать три основные группы параметров. Первая связана с безопасностью для снижения аварийности. Сюда же входит мониторинг вероятности природных и техногенных катаклизмов. Вторая группа ассоциируется со сбором данных о пробках и информировании о них участников движения. И, наконец, третья группа параметров относится к защите окружающей среды для уменьшения экологического ущерба от автотранспорта через мониторинг дорожной ситуации в реальном времени.

Планировалось внедрить только некоторые элементы ИТС: датчики интенсивности движения транспортных средств, метеостанции, дорожные знаки переменной информации, позволяющие решить основные транспортные проблемы края. В то время из 83 регионов России по уровню ДТП, обусловленных отсутствием данных об отклонениях транспортно-эксплуатационного состояния дорожных условий от нормативных требований и невозможностью оперативного реагирования на них, Пермский край занимал 25-е место. Были сложности с контролем качества содержания автомобильных дорог, особенно в зимний период. Не слишком жестко соблюдались межремонтные сроки для автомобильных дорог из-за отсутствия объективных данных об их текущем состоянии и невозможности оперативного сравнения с нормативами. Как и в других регионах, водители не получали информацию о нештатных ситуациях и соответственно не могли планировать поездки с учетом этих обстоятельств.

Дорожники отмечали низкую эффективность работ по содержанию и ремонту из-за отсутствия прогнозируемых и текущих метеорологических данных на участках проведения дорожных ремонтов, нарушения сроков, технологий и объемов работ по сезонному содержанию. Отсутствие объективных данных о параметрах производственно-технологических процессов при производстве ремонтных работ, невозможность их оперативного получения и сравнения с заданиями и технологическими картами обуславливали слабый контроль за действиями персонала.

Создание по всем правилам

Для решения означенных вопросов пермяки пригласили московскую компанию «МКК-групп», обладающую практическим опытом работы в Московской и Ленинградской областях, в Чувашии, на Северном Кавказе и в других регионах. Применительно к нашему городу специалисты «МКК-групп» сразу предложили несколько вариантов технических, технологических и архитектурных решений ИТС. Они разработали Концепцию поэтапного внедрения ИТС и получили ее одобрение в дорожном департаменте и Управлении автомобильных дорог Пермского края. В концепции определены: архитектура системы, ее состав, технические и функциональные требования, этапы реализации.

Концепция просчитана для достижения к 2014 году следующих показателей:

  • снижение уровня дорожно-транспортных происшествий на 30%;
  • повышение скорости движения автомобильного транспорта на 15%;
  • повышение пропускной способности автомобильных дорог на 20%;
  • снижение нормативных затрат на содержание автомобильных дорог на 15%;
  • годовая социально-экономическая эффективность внедрения ИТС 450 млн. руб.

Для каждого этапа выбирали участки автомобильных дорог, на которых актуальность проблем проявлялась наиболее остро: высокие показатели аварийности, интенсивности движения, снегозаносимости, частота формирования скользкости покрытия и т.п. С учетом этих обстоятельств определялись места установки элементов системы — пунктов дорожного контроля и их состав: метео­рологические датчики, датчики интенсивности движения, управляемые информационные табло и знаки, видеокамеры, модемы и пр. Центральным элементом ИТС стал диспетчерский центр (ДЦ) Управления автомобильных дорог Пермского края, в котором сосредотачиваются интеллектуальные технологии, необходимые для воплощения в жизнь функций оперативного конт­роля транспортно-эксплуатационного состояния дорог, организации дорожных работ, информирования пользователей и принятия эффективных решений по управлению обстоятельствами на автодорогах. Специалисты «МКК-групп» определили функциональную и организационную структуру ДЦ. Заказчик издал необходимые организационно-правовые акты о создании такого центра. На работу в ДЦ привлечены лучшие профессионалы-дорожники, которые совместно со специалистами «МКК-групп» в кратчайшие сроки внедрили систему.

Сотрудники «МКК-групп» работали совместно со специалистами компаний-партнеров «Вайсала» (Финляндия), 3М (США), «Модуле» (Россия) и др. Было предложено задействовать новейшие технические решения и технологии, которые до этого в России не применялись. Это, например, лазерные датчики контроля состояния поверхности покрытия проезжей части, интеллектуальные видеокамеры, полноцветные дорожные информационные табло и др.

При создании подсистемы метеообеспечения рассматривался вариант применения обычных (контактных) датчиков. Такой вариант предполагает низкие первоначальные затраты и повышенные эксплуатационные расходы, меньшую надежность, дополнительные затраты при ремонте дорожного покрытия. На первом этапе заказчик принял решение установить различные датчики, с тем чтобы экспериментально убедиться в преимуществе бесконтактных технологий. При формировании подсистемы контроля параметров транспортных потоков существовал выбор между магнитными, радарными датчиками и интеллектуальными видеокамерами. Ввиду большей функциональности (дополнительно контролируется ситуация на участке дороги) и меньшей стоимости выбор сделан в пользу последних. Для важных участков (мостовые переходы, участки с повышенным уровнем ДТП) выбраны видеокамеры, дистанционно управляемые из ДЦ.

Первый этап внедрения ИТС Пермского края реализован в 2007 году на автодороге Пермь — Березники протяженностью 100км. Полностью оборудован аппаратно-программным комплексом диспетчерский центр, установлены управляемое информационное табло и знак переменной информации, а также три поста дорожного контроля. В первой очереди системы задействовано оборудование компаний «Вайсала» (метеорологические датчики), 3М (управляемые табло и знаки), «Модуле» (интеллектуальные видеокамеры), AXIS (видеокамеры), Siemens (GSM-модемы), IBM (серверы), Microsoft (программное обеспечение) и др. В сжатые сроки сотрудники «МКК-групп» объединили специальное ПО, позволяющее интегрировать различные подсистемы в единую автоматизированную систему управления. Оно допускает масштабирование решения и его дальнейшее развитие как локально, на отдельных участках, так и на всей сети автомобильных дорог Пермского края. По результатам эксплуатации первой очереди системы сделан однозначный вывод о ее высокой эффективности. Новые технологии внедрялись и на последующих этапах.

Наиболее сложные задачи связаны с модернизацией программного обеспечения, его полной интеграцией и комплексной наладкой системы, что обусловлено новизной ряда задач, а также сжатыми сроками реализации и внедрения. Для эффективной реализации функций управления дорожным движением и информирования пользователей разработан специальный сайт, на котором специалисты ДЦ оперативно размещают актуальную информацию о текущем и прогнозируемом состоянии дорог, о ремонтных работах, о ДТП и т.д.; аналогичные данные выводятся на информационное табло.

Специалисты и руководители Управления автомобильных дорог Пермского края получили возможность объективно контролировать уровень содержания дорог и влиять на подрядчиков в отношении нормативных требований сезонного содержания дорожного полотна. Пользователи дорог получают от информационных табло и знаков, а также с дорожного сайта оперативную информацию о дорожно-транспортной ситуации в нештатных инцидентах. Обратная связь с ДЦ осуществляется по телефону, который узнают все больше пользователей дорог.

Результат, выраженный в цифрах

На протяжении 2008 — 2011 годов создавалось от одного до двух десятков постов дорожного контроля ежегодно. Сегодня уже установлено два табло на Красавинском мостовом переходе, существенно модернизирован аппаратно-программный комплекс ДЦ. Общее количество постов дорожного контроля превысило 40 единиц. В 2012 году планируется установить еще 15 постов.

Самое главное — за это время по уровню безопасности на автодорогах Пермский край поднялся на 14-ю позицию, соответствующие показатели улучшились на 33%, а число ДТП по дорожным условиям снизилось со 106 в 2009 году до 41 в 2011-м. В несколько раз упало и количество нарушений отдельных нормативов содержания дорог, а также время ликвидации скользкости покрытия после снегопадов.

Ежегодный подсчитанный социально-экономический эффект от внедрения ИТС в Пермском крае составляет около 200 млн. руб. Основные целевые показатели, определенные в Концепции ИТС, достигнуты раньше намеченного срока. Еще остались нерешёнными вопросы, связанные с разрушением автомобильных дорог большегрузными автомобилями, в основном перегруженными лесовозами. Решение проблемы обеспечивается созданием в ближайшее время системы пунктов весового контроля.

В ближайшее время ИТС Пермского края планируется развивать в следующих направлениях:

  • расширение перечня автодорог, покрываемых системой;
  • увеличение количества контролируемых показателей уровня содержания и транспортно-эксплуатационного состояния;
  • повышение точности специализированных метеопрогнозов;
  • расширение системы для массогабаритного контроля транспортных средств;
  • увеличение объема и качества информационных услуг для пользователей дорог;
  • автоматизация цикла производственно-технологического управления дорожными работами, в том числе за счет интеграции с подсистемой мониторинга подвижных объектов;
  • расширение перечня нештатных ситуаций, автоматически обнаруживаемых системой видеонаблюдения;
  • создание подсистемы учета региональных нормативов дорожных работ;
  • внедрение в ИТС новых геоинформационных технологий;
  • интеграция ИТС в краевую информационную систему.

В 2012 году завершается выполнение целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Пермском крае на 2009—2012 годы». В последующей программе предусмотрено дальнейшее развитие ИТС в обозначенных направлениях. В современной России ИТС Пермского края — самая современная и масштабная. Она не уступает аналогичным системам, работающим в Финляндии и Швеции. Среди российских систем близкой по возможностям можно считать только ИТС на автомобильных дорогах Краснодарского края.

Технические и технологические решения, реализованные специалистами «МКК-групп» при внедрении ИТС Пермского края, с успехом тиражируются в других регионах России. Сегодня активно создаются ИТС для региональных автомобильных дорог в Свердловской и Новгородской областях, в Чувашии и в Москве. Проектирование ИТС производится с учетом региональных особенностей. В первую очередь они связаны с природно-климатическими условиями, топологией автомобильных дорог, уровнем развития промышленности и транспорта, влияющих на архитектуру, технический состав и функционал ИТС.