Очевидно, что кризисные условия влияют не только на размеры ИТ-бюджетов, но и на сами взгляды для чего компании нужно ИТ и каковы приоритеты в развитии этого направления. Для выяснения того, как изменились эти приоритеты в опросе, посвященном проблемам реагирования на кризисные явления, мы задали вопрос: «Для решения каких из важнейших задач менеджмента ИТ-поддержка в условиях кризиса возрастает?». Статистика ответов на этот вопрос показана на диаграмме 3. Распеделение этих приоритетов до кризиса нам известно — аналогичный вопрос был поставлен нами сначала в исследовании «Практика использования ИТ на российских предприятиях — 2008» (диаграмма 3.2). В обоих случаях предлагалось выбрать от одного до трех главных критериев из числа предложенных.

Основные выводы:

1. На первое место в новейших условиях (что совершенно ожидаемо) вышло направление, связанное со снижением издержек. Задача создания полной и адекватной информационной картины деятельности предприятия, лидировавшая ранее, соответственно отошла на второй план.
2. Почти четверть предприятий в докризисный период не уделяли должного внимания контролю издержек, хотя возможности для этого были. Чтобы заняться этим, нужен был кризис. Что ж, лучше поздно, чем никогда.
3. Увеличение важности обеспечения гибкости и адаптивности предприятий к требованиям рынка, хоть и не такое большое, как можно было ожидать, но все‑таки достаточно заметное. И это способно потянуть за собой изменения не только в спектре приоритетных для внедрения систем, но и в самих подходах к автоматизации бизнеса.
4. Несмотря на влияние кризиса, чувствуется определенная стабильность долгосрочных и при этом действительно необходимых бизнесу стратегий, в том или ином виде сохраняется и в новых условиях. Приоритеты в областях взаимодействия с внешними партнерами (как поставщиками, так и клиентами) и снижении зависимости от квалификации персонала приоритеты практически не изменились.

Снижение издержек и до кризиса было весьма важной задачей, но сейчас выходит на первый план. Здесь есть два замечания. Во-первых, использование ИТ для снижения издержек сейчас важно не для 100% предприятий. Оставшиеся 23% очевидно, либо не верят в то, что с помощью ИТ можно снизить издержки, либо просто не занимаются этим вообще. Напомним, в связи с этим, что лишь 10% предприятий нашего опроса не сокращают развитие. Во-вторых, те 22% респондентов, на которые различается количество компаний, отметивших пункт «снижение издержек», показывают, что потенциально ИТ могло быть использовано для снижения издержек, но такого приоритета не стояло. Это показывает ту долю предприятий, которые не занимались вопросами эффективности своей работы, до этого видимо не доходили руки. И хотя в бурю латать свой корабль поздновато, но лучше поздно, чем никогда.

Задача создания полной и адекватной информационной картины деятельности предприятия актуальности своей не потеряла. Проблема здесь в том, что ее решение является, как правило, весьма долгосрочным и при этом, мягко говоря, не дешевым проектом. В таком случае надо полагать, что долгосрочные и при этом действительно необходимые бизнесу стратегии, пусть и ресурсоемкие, в том или ином виде сохраняется и в новых условиях. И это уже неплохо.

В таких направлениях, как взаимодействие с внешними партнерами (как поставщиками, так и клиентами) и роли ИТ в снижении зависимости от квалификации персонала приоритеты практически не изменились. То есть для тех компаний, для которых эти приоритеты были важны до кризиса, они остались так же важны и сейчас. И это также говорит об относительной стабильности долгосрочных стратегий компаний.

Особое внимание обратим на роль ИТ в снижении зависимости от квалификации персонала. Сама проблема снижения зависимости бизнеса от способности привлечь то или иное количество квалифицированных специалистов (или, наоборот, избавиться от них) в условиях неопределенности скорее всего должна стать более острой.

Хотя бы потому, что интенсивные методы трансформации бизнеса приобретают большую значимость, чем экстенсивные. Другое дело, как в решении этого вопроса могут помочь ИТ. Нам представляется, что снизить эту зависимость можно либо заметно упростив ИТ-поддержку (очевидно, вместе с упрощением и сворачиванием некоторых бизнес-направлений), либо, напротив, выведя автоматизацию бизнеса на значительно более высокий уровень, когда на ИТ‑системы полностью возлагаются функции, которые до этого выполняли сотрудники.

Последний сценарий в условиях кризиса вряд ли быстро станет популярным, но и об упрощении используемых технологий речь, очевидно, не идет. Поэтому приоритет в данной области остался таким же как и был.

Обратим внимание еще на два столбца, которые при определенной интерпретации ответов можно назвать парными. Имеется в виду способность увеличивать капитализацию компании за счет ИТ, а также обеспечивать гибкость бизнеса путём автоматизации. Рискнем предположить (хотя это, конечно, и не очевидно), что за реализацию обоих направлений отвечают в значительной степени разные типы систем. Когда говорят о капитализации, то в большей мере имеют в виду масштабные комплексные прикладные системы или «тяжелые», но надежные, известные и проверенные инфраструктурные решения. Гибкость же и адаптивность скорее достигается точечной расшивкой узких мест, что может потянуть за собой заметные изменения не только в спектре приоритетных для внедрения систем, но и в самих подходах к автоматизации бизнеса. Заметим, что в нашей «кризисной» анкете внимание к повышению капитализации упало очень сильно, в то время как приоритет адаптивности повысился примерно на тот же процент. Зато суммарные показатели по этим двум столбцам почти не изменились, что и может косвенно говорить о заметном смещении акцентов автоматизации.

Приоритеты в области ИТ и тактика компании

Нам показалось интересным посмотреть, как эти приоритеты в отношении ИТ зависят от тактики поведения компании в кризис. Распределение ответов в зависимости от выбранной тактики показано на рисунке 3-1.

Основные выводы:

1. Снижение издержек — это первый приоритет даже для компаний, не сокращающих свое развитие. То есть это становится своего рода общепринятым позитивным примером использования ИТ независимо от того, направлена ли политика компании на сокращение затрат или нет. Это может быть весьма знаковым событием, способным несколько изменить структуру предложений на рынке корпоративной автоматизации вообще.
2. Важность работы с клиентами существенно растет у компаний, сокращающихся качественно и количественно.

Анализируя изменения приоритетов ИТ поддержки бизнеса по отдельным ключевым направлениям в зависимости от тактики компаний в условиях кризиса, следует заметить, что группа, которая не сокращает развитие бизнеса, здесь не выделяется явно какой‑либо особенной структурой приоритетов. Соответствующие компании также ставят на первое место снижение издержек. В принципе это наталкивает на мысль, что указанное направление должно стать своего рода общепринятым позитивным примером использования ИТ в бизнесе независимо от того, направлена ли его политика на сокращение затрат явным образом или нет. В общем это может быть весьма знаковым событием, способным несколько изменить структуру предложений на рынке корпоративной автоматизации вообще. Неудивительно также и то, что 94% компаний, находящихся, наоборот, в самых жестких условиях (группа «комплексное сокращение») настроены на использование информационных технологий как инструмента сокращения затрат на предприятии. Это понятно и ожидаемо.

Интересно выглядит приоритет в области работы с клиентами — у компаний, выбравших тактику количественного и/или качественного сокращения он встречается в полтора-два раза чаще, чем у других компаний. Таким образом, можно предположить, что по мере сворачивания других направлений развития важность развития за счет работы с клиентами растет. Видимо аналогичный вывод, но уже в области работы с поставщиками, можно сделать в отношении компаний, развивающихся без капитальных вложений (у них этот показатель заметно больше). Хотя внутренняя логика подобных приоритетов не совсем ясна.

Приоритеты в области ИТ в различных отраслях

Что касается отраслевых приоритетов в области ИТ, начнем с машиностроения, так как база для статистических обобщений в данном случае вполне достаточная. Распределение приоритетов здесь опять‑таки почти не отличается от общего по всему опросу, если не считать нюансов. Один из них заключается в том, что роли ИТ в задаче создания новых продуктов и сервисов в данном случае отводится заметно большая роль.

В связи этим можно заметить, что машиностроение является, пожалуй, одной из немногих отраслей, где потенциал ИТ для реализации бизнес-инноваций (прежде всего за счет таких продуктов как CAD и PLM) накоплен уже больший, нежели он реально требовался вплоть до сегодняшнего дня. Пока данные системы в основном служили средством повышения эффективности традиционной активности. И хотя многие склоняются к тому, что кризис — не самое лучшее время для инноваций, в данной отрасли могут быть и исключения. Кстати повышенные ожидания от ИТ как от инструмента снижения зависимости от квалификации персонала может тоже может иметь к этому отношение.

Непрерывные производства (металлургию и химию) прежде всего занимают вопросы сокращения издержек, что в общем понятно. Объемы производства и условия конкуренции в этих отраслях (прежде всего ценовые) делают проблему сокращения издержек архиважной, а серьезный потенциал ИТ, уже накопленный в этих отраслях, позволяет побороться за решение в том числе и средствами информационных технологий.

Приоритеты в отраслях, связанных с производством ТНП, а также розничной торговле и дистрибуции, обсудим, учитывая их связь (в том числе и информационную) друг с другом. Как видно, в нынешних условиях первая из них в значительно большей степени нацелена на информационное сотрудничество с партнерами, чем розница и дистрибуция, хотя соответствующая проблема, безусловно, едина для всех. С другой стороны увеличение гибкости бизнеса компании к требованиям рынка за счет ИТ является приоритетным фактором во всех трех отраслях, а решение этой задачи так или иначе должно вести к большей межотраслевой консолидации бизнеса. Крупные ИТ-проекты в области автоматизации внутренней управленческой деятельности могут оказаться в этих отраслях в ближайшее время приторможенными, гонка за освоение новых территорий и соответственно количественное расширение тоже может в значительной мере потерять темп. В этих условиях на передний план автоматизации бизнеса могут выйти решение других задач. Если предположить, что в качестве данных решений будет выступать именно информационная консолидация в этой группе отраслей, то это тоже станет достаточно мощным качественным фактором, способным оказать влияние на корпоративную автоматизацию в целом по всему рынку.

Наконец, отметим, что роли ИТ в создании новых продуктов и сервисов в таких отраслях как финансовая и страховая, а также на предприятиях, связанных с оказанием профессиональных услуг, уделяется хоть и несколько более чем с среднем по компаниям, но все же недостаточное на наш взгляд внимание. Учитывая то, что данное направление в соответствующих отраслях не слишком затратно, что в продуктовых инновациях во многом суть конкурентной борьбы в этих отраслях, а также то, что в создание новых сервисов здесь очень большое значение играет ИТ, цифры тут могли бы быть и побольше.