Хотя с момента проведения первой всероссийской конференции «Сервисно-ориентированная архитектура (SOA) — 2007», организованной AHConferences, прошло всего полгода, состоявшаяся в апреле «SOA-2008» оказалась весьма насыщенной, и даже уже знакомым по прошлогоднему выступлению докладчикам было что рассказать о своем продвижении в SOA-инициативах.

Говоря о сервисно-ориентированной архитектуре, прежде всего надо заметить, что предприятий, ее использующих, в России не так уж много, о чем как раз и свидетельствует тот факт, что первая конференция по этой теме была проведена лишь осенью прошлого года. Сегодня можно с уверенностью констатировать, что прогнозы Gartner, утверждавшей, что в 2008 году 80 % новых проектов будут использовать SOA-архитектуру, для нашей страны все-таки не оправдались. Тем не менее такие проекты существуют, и есть явные лидеры среди предприятий, строящих свою ИТ-архитектуру на основе SOA, что и показала конференция 2007 года. Но если первая конференция больше была обзорной и в ходе её докладчики рассказывали, что же такое SOA вообще, почему компании пришли к ней и как все начиналось, то на второй можно было наблюдать не только появление новых проектов и тенденций, но и некое развитие уже известных даже по нашим прошлым публикациям (см., например, № 16/2007) SOA-проектов. И речь идет далеко не только о возросшем количестве сервисов, подключенных к ESB.

SOA+BPM+BAM — зонтичная концепция на практике

Несомненно, главным отличием конференции этого года от предыдущей стало то, что аббревиатура BPM (Business Process Management — управление бизнес-процессами) упоминалась на ней едва ли не чаще, чем собственно SOA, чего раньше совершенно не наблюдалось. Причем о ней можно было в равной степени слышать в выступлениях представителей ИТ-компаний и заказчиков. А если она не присутствовала в явном виде, то подразумевалась. Фактически, судя по выступлениям участников конференции, можно считать, что управление бизнес-процессами и их мониторинг в рамках SOA-проектов становится уже не дополнением, а само собой разумеющимся инструментом. Компании, использующие SOA или только собирающиеся это делать, говорят о таком подходе к построению ИТ-архитектуры не только как о средстве гибкой интеграции, но и как о способе управлять бизнес-процессами и контролировать их исполнение, а также как о той форме корпоративной автоматизации, которая позволяет очень наглядно их представлять. Именно SOA, как это ни покажется банальным, по мнению многих должна стать средой, объединяющей бизнес и ИТ.

Ярослав Медокс, директор департамента развития информационных систем банка «Ренессанс-Кредит», рассказал о модели зрелости SOA, где переход от сервисов к процессам является очередной ступенью в развитии этой архитектуры, позволяющей построить кардинально новый бизнес. Выше согласно приведенной им модели находится лишь фабрика сервисов, но российским предприятиям, по его словам, о таких высотах задумываться пока рано.

Так называемый процессный сервис IBM WebSphere Process Server, который был назван «главным действующим лицом», был внедрен в банке лишь в конце прошлого года, но результатов удалось добиться уже к текущему моменту. Причем интересно, что если многие компании декларируют подход «от процессов к сервисам», то в «Ренессанс-Кредите», наоборот, именно SOA позволила перейти от старого проприетарного workflow-приложения, исчерпавшего свои возможности, к новому процессному серверу с сохранением функциональности за счет постепенного переноса сервисов. Последние все же можно было содержательно выделить из унаследованной системы workflow. После этого и произошел переход от выделения сервисов к их оркестровке, к объединению в бизнес-процессы. Причём для пользователей системы процесс перехода с одной системы на другую абсолютно прозрачен — достаточно лишь сменить сертификат безопасности. Со временем банк планирует полностью отказаться от старого «workflow-движка», что позволит системе стать масштабируемой, надежной и гибкой, а значит, открыть новые возможности для бизнеса. Как более общая иллюстрация полученной банком выгоды был указан сервис, дающий клиентам возможность в автоматическом режиме получать кредиты, подключившись к его информационной системе через глобальную сеть.

В качестве предостережения для компаний, собирающихся внедрять SOA и BPM-системы, ИТ-директор «Ренессанс-Кредита» отметил, что фактически проект по внедрению сервера управления бизнес-процессами в банке занял 585 дней вместо планируемых 462. При этом он посоветовал не верить ИТ-компаниям, которые заявляют, что BPEL — язык, понятный каждому, и закладывать в бюджет затраты на разработку.

И хотя банк пока перенес бизнес-процессы на новый процессный сервер без их доработки («как есть») и на пути к идеальной картинке ИТ-архитектуры с единой сервисной шиной (сейчас их две) и всеми необходимыми подключенными к ней сервисами еще немало предстоит пройти, Ярослав Медокс выглядит весьма счастливым ИТ-руководителем, и свой проект он называет «триумфом SOA».

Сергей Кирюшин, директор ИТ-департамента компании «Аэрофлот», уже довольно давно использующей SOA, отметил, что если ранее считалось, что в первую очередь нужно внедрять сервисную шину, а потом уже «навешивать» на нее все остальные компоненты SOA, то сейчас представления изменились: можно идти от портала и от приложений. В «Аэрофлоте» также используется IBM Process Server, и Сергей Кирюшин отмечает, что необходимо в рамках единой системы зафиксировать модель информационных потоков, циркулирующих в компании, затем на базе этой модели создать их описание на BPEL (или другом языке) и реализовать их в системе. После чего следует контроль работы системы, выявление ее узких мест и т. д. На основе анализа вновь вносятся изменения в информационную модель — цикл замыкается. Таким образом, в итоге достигается управление бизнес-процессами если не в реальном времени, то по крайней мере в режиме отслеживания изменений с итерациями той или иной длительности. Как мы уже отмечали, в компании в онлайн-режиме работает несколько приложений, а сейчас «Аэрофлот» планирует в рамках проекта по созданию автоматизированной системы оперативного управления производственной деятельностью подключить ещё более десяти новых.

Пилотный проект на процессном сервере ведется и в Альфа-банке. Заместитель его главного системного архитектора Фарид Сулейманов также заявляет о том, что со временем банк планирует перейти к связке SOA+BPM+BAM, имея в виду небезызвестную концепцию Business Activity Monitoring, рожденную в свое время аналитиками пресловутой Gartner.

Со стороны интеграторов похожий на сложившийся в «Ренессанс-Кредите» подход исповедует Валентин Ключник, архитектор проектов интеграции компании «Диасофт», который делит проекты внедрения SOA на три этапа. В ходе первого в каждом из взаимодействующих приложений выделяется набор сервисов; на втором этапе все эти сервисы объединяются в общую шину; и только третьим шагом он называет выделение отдельного сервера бизнес-процессов. По его мнению, если составить продуманную карту развития SOA и следовать ей, то существенной перестройки сервисов при переходе к третьему этапу не будет. Однако он согласен с тем, что на практике всего предусмотреть невозможно и от того, насколько эффективно построена такая карта развития, зависит лишь, придется ли по сути заново создавать все сервисы полностью, или же они потребуют только небольшой дополнительной настройки. Интересно также, что он называет заблуждением мнение, будто для построения сервисно-ориентированной архитектуры нужно закупить специальный SOA-ориентированный продукт. На его взгляд, на первых двух этапах реализации SOA можно использовать обычные J2EE-серверы. Он утверждает, что некоторым заказчикам это позволяет получить существенные преимущества на первом и втором этапах: поскольку в этой ситуации не нужно внедрять промышленные продукты, значительно снижаются риски и стоимость проекта.

Что касается вендоров SOA-платформ, то неожиданностью явился тот факт, что спонсором данной конференции выступила компания Microsoft, которая до недавнего времени совершенно игнорировала аббревиатуру SOA. Сегодня же политика компании изменилась, и она активно продвигает свою SOA-платформу, получившую кодовое название «Oslo». И, конечно, не стоит удивляться тому, что в состав этого решения включена BPM-система. Однако Microsoft называет SOA вовсе не конечной целью модернизации ИТ-архитектуры, а лишь частью своей большей концепции, которую она именует «Software+Services» и обсуждение которой выходит за рамки этой статьи. К слову, в хоре обсуждения активно циркулирует в том числе и мнение о том, что низкая стоимость SOA-решения, декларируемая Microsoft, на поверку оказалась не слишком отличающейся от решений других вендоров — ведь в варианте менее чем на четыре процессора оно не продается, а стоимость лицензии на один процессор составляет около 30 000 долл. Умножив эту сумму на четыре, получаем 120 000, что весьма близко к 140 000, которых требует за подобное решение IBM. То есть начальные затраты на SOA и в этом случае будут велики.

Процессы, управляемые событиями

Новыми подробностями о развитии управляемой событиями архитектуры (Event Driven Architecture — EDA) поделился Максим Смирнов, руководитель департамента архитектуры систем поддержки бизнеса компании «Вымпелком». Он рассказал об использовании такого подхода на примере сервиса обслуживания клиента. Телекоммуникационная отрасль существенно отличается, например, от банковской, поэтому и в построении SOA здесь есть своя специфика. Если биллинговые системы и системы предоплаты у большинства операторов связи примерно похожи, то бизнес-процессы, связывающие их с оператором услуг, в каждой телекоммуникационной компании весьма разнятся и являются уникальными. В результате требования заказчиков ИТ-услуг постоянно меняются. Есть и еще одна особенность: композитные приложения представлены не одной компанией, а множеством дилеров, предлагающих услуги приема платежей, продажи контента и прочие. Максим Смирнов в связи с этим выражает серьезные сомнения в том, что какое-либо централизованное BPM-решение может быть применимо в данном случае.

Интересно, что на прошедшей в начале июня в Санкт-Петербурге конференции CIO White Nights профессор Август-Вильгельм Шеер, основатель компании IDS Scheer AG, отметил, что BPM-системы также движутся именно в сторону управления событиями. Посмотрим: возможно, в результате концепция EDA, которую называют SOA 2.0, дополнится и соответствующими системами управления бизнес-процессами на основе событий, и называться они будут BPM 2.0.

Наши жены — ружья заряжены
(лирическое отступление)

Если не красной, то по крайней мере яркой пестрой нитью через всю конференцию прошла тема восприятия выступлений участников конференции их женами. С легкой руки одного из первых докладчиков едва ли не каждый последующий считал своим долгом рассказать, как его супруга отнеслась к прочитанной ей в качестве тренировки презентации на тему SOA. Так, например, Фарид Сулейманов заметил, что жена не поняла ни слова, и тем самым он признал, что граница применимости SOA им не найдена, а Ярослав Медокс благодаря тому, что его вторая половина во время прослушивания уснула, решил сделать свою презентацию более похожей на триллер.

Конечно, сказанное всего лишь шутка, но невольно на ум приходит аналогия с бизнесом. Ведь если SOA волнует ИТ-директоров, это совсем не значит, что и бизнес будет с интересом выслушивать набор технических терминов, с помощью которых ИТ-отдел обычно представляет свои инновационные решения. Поэтому прежде чем идти с предложением SOA-инициативы к бизнес-руководителю, может, и правда стоит попробовать представить его кому-нибудь из близких.