По тому, что докладывают на своих центральных конференциях самые крупные мировые поставщики программного обеспечения, можно, очевидно, судить о том, в каком направлении будет развиваться отрасль. Причем речь скорее идет действительно о будущем, поскольку прямых новостей подобные мероприятия, как ни странно, могут дать совсем немного. Зато очень большое количество секций и сообщений (даже если учесть, что темы докладов, естественно не всегда удается подобать идеально) позволяет говорить о некоторой, если угодно, статистически значимой подборке тезисов. К числу подобных мероприятий можно, безусловно, причислить и европейскую конференцию Information On Demand (IOD), ежегодно проводимую компаний IBM.

Начнем с того, что деятельность IBM, как известно, долгое время ассоциировалась и продолжает ассоциироваться прежде всего c инфраструктурными решениями. И из всех крупных компаний, которые традиционно занимались этим же направлением еще несколько лет назад IBM, пожалуй, делала наименьшие формальные попытки занять позиции в сфере прикладных систем для бизнеса. Это, конечно, не означает, что таких попыток не было вообще. Скорее компания как бы заходила «с флангов» или, иными словами, не покушаясь напрямую на рынок наиболее популярных прикладных систем поддержки бизнес-процессов (ERP, SCM, CRM и пр.), все же предпринимала волне целенаправленные действия. В меньшей степени она концентрировала усилия на предложении узкоспециализированных модульных дополнений к данным решениям (как, например, решения в сфере обслуживания и ремонта оборудования), в большей – конвертировала функциональный ресурс собственных инфраструктурных программных систем в прикладную область.

Наиболее характерным примером в отношении второго является небезызвестные решения Cognos в сфере Business Intelligence с некоторых пор перешедшие в стан продуктов IBM. Акцент в подаче функций BI через призму нового направления Performance Management (PM) IBM делала довольно давно, но на конференции On Demand EMEA понятия BI и PM (по крайней мере в контексте использования решений Cognos) фактически были слиты воедино.

Еще одно направление, где можно фиксировать все более явное смещение акцентов инфраструктурных решений в область прикладного функционала – это опять-таки небезызвестная категория продуктов класса Master Data Management (MDM), который, ксплуатирую собственную популярность в корпоративной среде в последнее время, похоже, становится еще одним плацдармом проникновения инфраструктурного ПО на территорию прикладных систем. В случае IBM MDM-направление развивается со стороны комплексного решения по управлению корпоративными данными InfoSphere, включающего помимо него также решения в области хранилищ данных, аналитике, интеграции, и ряд отраслевых моделей данных (которые тоже, кстати, только «подтягивают» InfoSphere ближе к прикладным сферам). Известно также, что MDM-решения часто фигурируют в составе комплексных систем управления бизнес-процессами в качестве отдельных модулей и в этом смысле предстают перед корпоративным пользователем исключительно как прикладные.

Возвращаясь к упомянутой конференции можно сказать, что тема MDM звучала весьма активно в то время как отраслевые модели данных InfoSphere пока явно не являлись приоритетной. И это при том, что докладов на отраслевую тематику в принципе было сделано немало.

Наконец, еще одной «раскрученной» темой, имеющей прямое отношение к постепенной трансформации инфраструктурных решений в прикладные, является тема Business Process Management (BPM). Как BPM, так и явно смежное по отношению к нему направление интеграции приложений развиваются на базе схожих фундаментальных технологий, но BPM в отличие от Application Integration в конце концов напрямую выходит на бизнес-пользователя. Данное направление, как известно, является довольно сильным козырем IBM, и внимание ему сейчас уделяется очень значительное едва ли не на каждом очном мероприятии IBM.

В этой ситуации уместно было бы ожидать, что еще одно традиционно очень сильное и далеко не первый год развиваемое компанией IBM направление Enterprise Content Management (ECM) будет рассматриваться в тесной связи с Business Process Management. Ведь одной из главных преимуществ последней как раз и является возможность наиболее естественным образом «подтягивать» необходимые элементы документарного или иного неструктурированного контента к «нужной точке» автоматизируемого иными средствами бизнес-процессу. До появления BPM сделать это дружественным для пользователя образом удавалось не часто. И количество докладов посвященных применению как BPM, так и ECM в конкретных отраслях в целом позволяло поднять эту тему. Однако пока они явно рассматривались по отдельности. Если снова говорить об отраслевом разрезе ECM была представлена в основном в контексте рассмотрения решений для банков и страховых компаний, для которых это направление, безусловно, является очень важным. Тема же BPM больше фигурировала тогда, когда речь заходила о ритейле или логистике, где в свою очередь бизнес-процессы более динамичны и степень их «сцепления» друг с другом так же имеет большое значение.

Но так или иначе последствия, связанные с прямым выходом решений, традиционно считавшихся инфраструктурными, на бизнес-пользователя, уже ощущаются и по всей видимости будут ощущаться в будущем.