Для многих организаций и отдельных граждан решение юридических вопросов в международных масштабах — традиционно сложный, дорогой и трудозатратный процесс. Для преодоления этих сложностей в рамках общеевропейской системы правосудия (European Justice area) было принято решение о создании большого пилотного проекта e-CODEX, реализовав который можно было бы рассматривать возникающие между субъектами разных государств вопросы на основе признанных трансграничных юридических процедур с широким использованием информационных технологий. Такой сервис без сомнения мог бы не только оживить рынок занятости, но и придать уверенности очень многим людям, занимающимся малым бизнесом или выполняющим работы по индивидуальным контрактам. А значит, сервис e-CODEX имеет и социальное значение.

Понятие европейского юридического поля возникло в 1997 году с подписанием Амстердамского договора и в 1999‑м начало применяться на практике. Европейская юстиция обеспечивала взаимное понимание юридических процедур в разных государствах и создавала особую культуру взаимодействия национальных юридических органов. Тем не менее решение некоторых возникающих в правовом поле вопросов было весьма трудоемким, например, подача так называемой «Небольшой жалобы» (Small Claim) сопровождалась отнюдь не маленькими усилиями.

Для преодоления возникающих барьеров было решено реализовать проект e-CODEX, целью которого становилось исполнение межгосударственных юридических процедур с помощью ИТ-инструментария. На данном этапе список возможных таких процедур не слишком широк и преимущественно заточен на составление как раз «небольших жалоб», а также на некоторые криминальные процедуры вроде выдачи ордера на арест. В то же время в будущем планируется расширение спектра услуг и для других областей права — семейного и административного.

В чем же заключается действие e-CODEX? Рассмотрим пример: программист-фрилансер из Германии предлагает свои услуги по развитию приложений на смартфонах компании в Нидерландах за вознаграждение в 800 евро. Если компания откажется выплачивать заранее оговоренную сумму, то в отсутствие e-CODEX программист столкнется с дилеммой — либо заполнять многочисленные формы, собирать папки с документами и нанимать адвоката (чьи услуги могут оказаться гораздо более дорогостоящими, чем возможные выплаты), либо попросту забыть о неудачном проекте и впредь в сотрудничество с иностранными компаниями не вступать. Однако начиная с ноября 2012 года программист получит в руки прекрасное средство e-CODEX, которое позволит ему восстановить справедливость и вернуть вознаграждение. С начала работы решения e-CODEX на портале электронной юстиции www.e-justice.eu появится доступ к процедуре «Небольшая жалоба», для подачи которой нужно будет заполнить несколько несложных форм и прикрепить необходимые приложения; затем они будут отправлены в соответствующий суд в Нидерландах. Вся дальнейшая работа с жалобой будет проходить в электронном виде с использованием систем, применяемых для взаимодействия государства с гражданами.

Базовая инфраструктура e-CODEX

Таким образом, в ближайшем будущем физические и юридические лица в ЕС получат доступ к высокоэффективному и низкозатратному правосудию для разрешения аналогичных конфликтов и финансовых вопросов. При этом благодаря электронному взаимодействию существенно облегчается деятельность судебных органов при ведении межгосударственных дел, так что e-CODEX оказывается удобным инструментом и для межгосударственной юридической коммуникации. В состав сервиса e‑CODEX включены также криминальные законы, с его помощью можно собирать штрафы за пределами границ, осуществлять заграничный скрининг и вести борьбу с преступностью путем передачи данных юридическим органам других государств в режиме реального времени.

Электронная юстиция в целом является специфической областью большого проекта «Электронное правительство», цель которого — использование ИКТ во всех административных процедурах с применением передовых решений в области безопасной инфраструктуры и идентификации документации.

Кроме того, службы разных государств ЕС создают общие единообразные подходы, чтобы упростить совместную работу подразделений. Для этого планируется использование общей платформы и общих компонентов, а также внедрение сервисов, облегчающих и оптимизирующих работу юридических органов (электронная подпись, электронная идентификация, электронная доставка, электронные документы).

На сегодняшний день европейский портал элект­ронной юстиции удовлетворяет большому количеству требований граждан и в целом создан для решения трех базовых задач. Первая — формализация европейских регуляторных процедур. Вторая — ок­но для предоставления услуг физическим и юридическим лицам. И третья — обмен информацией между коммерческими регистрами, земельными регистрами и реестрами неплательщиков большинства стран — членов Евросоюза. Чтобы дать возможность правительственным институтам и гражданам (потребителям услуг) взаимно обмениваться информацией, для портала был описан интерфейс программирования приложений (API).

Результатом налаживающейся между государствами кооперации в области права должны стать более успешная борьба с преступностью, обеспечение безопасности и правосудия на европейской территории, а также предоставление физическим и юридическим лицам доступа к юридической помощи и юридическим процедурам.

Все участники юридической процедуры, происходящей с использованием электронных средств (а их очень много: это суд, адвокаты, нотариус, физические и юридические лица), должны быть готовы положиться на сервис и доверить ему распространение их личной информации. Это вновь актуализирует вопрос о тщательной защите электронных документов. Так что обмен информацией, происходящий с использованием инструментов электронной доставки (e-Delivery) в период рассмотрения жалобы, должен быть максимально безопасным. При этом опыт электронного бизнеса и национальной системы электронной юстиции показывает, что такой защищенный и надежный инструмент для электронной доставки уже существует, и он просто должен быть адаптирован к текущим реалиям. Электронная юстиция нуждается и в универсальном электронном идентификаторе e-ID, позволяющем идентифицировать пользователей вне зависимости от места проведения процедуры.

В целом политика Евросоюза заключается в предоставлении гражданам более простого доступа к юридическим процедурам и в повышении судебного сотрудничества между разными странами. Для решения первой задачи Еврокомиссией был создан электронный юридический портал (https://e-justice.europa.eu), который обеспечивает следующие возможности:

  • представляет информацию, касающуюся судебных систем и процедур, так же как и информацию практическую о компетентных государственных органах и методах получения юридической помощи;
  • переводит пользователей на интернет‑сайты европейских юридических институтов, сетей и реестров;
  • дает прямой доступ к выбранным европейским процедурам. В длительной перспективе ставится цель все юридические процедуры полностью перевести в электронный вид.

Базовой целью электронной юстиции служит предоставление доступных для граждан услуг юристов, судебных органов и т. п. В связи с этим возникает необходимость переосмыслить потребности потенциальных пользователей электронных юридических процедур. Некоторые аспекты в этой области были изучены, и мы отметим, что уже сделано.

1. Каждая страна теперь имеет как минимум один орган, занимающийся скринингом — сбором информации о людях, которые собираются открыть свой бизнес или начать работу в стране. Анализируются предыдущие позиции кандидатов и опыт их работы. Исходя из этого рассчитываются риски, возникающие при приеме данного кандидата. Сервисы скрининга подразумевают использование различных ресурсов, а зачастую и запрос информации из других государств. В целом данная процедура должна привнести в общество прозрачность и повысить уровень доверия.

2. Национальное центральное агентство по сбору штрафов (Central Fine Collection Agencies, CFCA), ответственное за исполнение административных и штрафных санкций, традиционно работало от имени органа юстиции, но все чаще оно может быть задействовано и в качестве посредника от таких подразделений, как органы по контролю за качеством продуктов для питания, трудовая, налоговая инспекция и т. д.

В целом можно отметить, что географические границы внутри Евросоюза все еще играют большую роль, однако с усовершенствованием законодательства и развитием новых технологий снижаются барьеры, препятствующие работе и деятельности людей в других государствах. Юридические процедуры становятся более унифицированными и универсальными.