Деятельность многих организаций сегодня все больше зависит от их информированности, способности быстро обработать и эффективно использовать полученную информацию. Прежде чем принять важное и своевременное решение, нужно провести большую работу по сбору и обработке информации в разной форме: устной, бумажной, электронной. А для высококачественного анализа большого объема знаний необходимы соответствующие технические средства.

Система образования Санкт-Петербурга динамично развивается. Ее успешность во многом зависит от способности оперативно реагировать на изменения внешней среды. Учреждениям образования необходима гибкость к изменениям, поскольку повышение требований к качеству и вводу в эксплуатацию новых технологий, программных продуктов, а также к прозрачности деятельности — это лишь немногие вызовы современной системы образования. Управление стало невозможным без доступа к актуальной и оперативной информации.

Проведенный в 2004—2005 годах анализ состояния информатизации образовательных учреждений Санкт-Петербурга показал, что к тому времени в городе были созданы предпосылки для широкого внедрения современных информационных технологий в области образования. В то же время был выявлен круг проблем, препятствовавших развитию информатизации данной сферы. Одна из них — отсутствие централизованной автоматизированной информационной системы управления отраслью, включающей информационное обеспечение в сфере образования на основе баз данных образовательных ресурсов.

Анализ состояния информатизации и нормативно-правовые документы, определяющие дальнейшее развитие образования, стали исходными материалами для разработки проекта постановления Правительства Санкт-Петербурга «О плане мероприятий по информатизации системы образования Санкт-Петербурга (2006—2010)». Содержание плана мероприятий было направлено на преодоление имевшихся проблем и отражало процессы, происходившие в области информатизации образования России и Санкт-Петербурга, в частности:

  1. формирование и развитие единого информационного образовательного пространства Санкт-Петербурга на основе телекоммуникаций и информационных технологий;
  2. создание автоматизированной системы обеспечения процессов управления.

Создание «Комплексной автоматизированной информационной системы каталогизации ресурсов образования» (далее — Система) в 2010 году было обусловлено необходимостью решения проблем, возникающих при информационном взаимодействии участников образовательного процесса. Основной целью создания Системы стало повышение качества информационного обеспечения и автоматизации взаимодействия участников образовательного процесса.

В основу Системы были заложены следующие функции:

  • доступ участников образовательного процесса к актуальной информации об образовательных учреждениях Санкт-Петербурга;
  • доступ родителей к информации об успеваемости учащихся и работе школ и иных учебных заведений;
  • возможность для сотрудников образовательных учреждений проведения видеоконференций и видеоуроков с предоставлением публичного доступа к ним;
  • поиск информации об образовательных услугах;
  • возможность для сотрудников уполномоченных учреждений организации и проведения интернет-опросов, участия в них и ознакомления с их результатами.

Действующий портал «Петербургское образование» (http://petersburgedu.ru/) обеспечивает сбор основной информации об образовательном процессе: новостей, нормативно-правовых актов, данных об успеваемости учащихся. Таким образом, появилось «единое окно» доступа к ресурсам системы образования как для участников системы образования (детей и их родителей, преподавателей, методистов), так и для граждан и организаций, интересующихся темой образования Санкт-Петербурга. В 2011 году этот функционал был расширен: появилась возможность обработки анкет родителей, чьи дети поступают в детские сады. Родители заполняют анкеты на сайте «Государственные услуги в Санкт-Петербурге» (http://gu.spb.ru/) либо в многофункциональных центрах оказания услуг населению, после чего документы направляются в личный кабинет члена комиссии по комплектованию детских садов на портале «Петербургское образование».

В настоящее время портал динамично развивается, появляются новые сервисы и услуги. Одним из самых популярных сервисов сегодня является сервис «Электронный дневник» — его используют более 150 тысяч граждан, и работает он во всех общеобразовательных учреждениях города. «Электронный дневник» интегрирован с информационными системами образовательных учреждений, в которых функционирует электронный журнал, и далее сведения об оценках, посещаемости и домашних заданиях учеников из этого журнала попадают в «Электронный дневник». Учитывая важность проблемы защиты персональных данных, разработчики позаботились, чтобы обработка информации в Системе осуществлялась в защищенном виде в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Стоит отметить, что количество пользователей портала «Петербургское образование» неуклонно растет. А сервисы аттестации педагогов, проведения аккредитации и лицензирования образовательных учреждений, которые также входят в Систему, хоть и являются нововведением, но уже запускаются в эксплуатацию по всему городу. Активно используется и сервис электронного анкетирования, созданный для проведения опросов среди преподавателей и создания общественных обсуждений различных инициатив и ново­введений. Использование сервиса значительно уменьшает количество бумажных документов и упрощает обработку результатов.

Состав сервисов Системы продолжает активно развиваться. В 2011 году на портале «Петербург­ское образование» появилась возможность предоставления видеоконференцсвязи. Технологии, используемые в Системе, снижают расходы в сфере образования, поскольку сервис позволяет проводить видеоконференции с высоким качеством (HD) без использования дополнительного оборудования — просто с компьютера при помощи веб-камеры. Уже в нынешнем году планируется расширение функционала — введение режима публичной интернет-трансляции конференций для зарегистрированных пользователей. В дальнейших планах — использование видеоконференцсвязи в дистанционном обучении в Санкт-Петербурге.

В рамках развития Системы в настоящее время реализуется Единая система школьных сайтов. В связи с апрельским распоряжением Правительства, регламентирующим информацию, которую образовательные учреждения обязаны выкладывать на своих сайтах, появилась необходимость в унификации и модернизации сайтов образовательных учреждений.

Так как Система имеет дело с персональными данными, в этом году в одном из районов Санкт-Петербурга создается пилотная зона системы за­щиты информации, включающая набор технических программных средств, а также организационных мер защиты, направленных на достижение требуемого уровня информационной безопасности. На будущее намечено дальнейшее развитие «Комплексной автоматизированной информационной системы каталогизации ресурсов образования»: более глубокая интеграция различных информационных систем, использование облачных сервисов; кроме того, планируется разработка и внедрение сервиса, который позволит записываться в общеобразовательные учреждения через Интернет.