В последние пару лет отчеты аналитических агентств вызывают у всех, кто так или иначе связаны с рынком ИКТ состояние, близкое к депрессии. И действительно, объемы падают. Не в штуках, так в деньгах. И уже на полном серьезе многие, вслед за персонажем Булгакова, предлагают не читать такие отчеты перед едой, чтобы не портить себе пищеварительный процесс.

Но есть сегменты, которые составляют отрадное исключения. Это, прежде всего, мобильные системы и решения класса Digital Signage — системы отображения информации для публичных мест. Рынок их как раз растет, и очень даже неплохими темпами.

Уже совсем скоро на нашем сайте будут опубликованы статьи по итогам внедрения решений Digital Signage в трех московских заведениях общественного питания. Каждый из них по-своему интересен. Но эти строки посвящены совсем другому. А именно тому, что итоги попыток внедрения мобильных решений в тех же ресторанах, скажем так, не однозначны.

Первые попытки использования мобильных устройств для автоматизации работы официантов предпринимались еще на рубеже прошлого и нынешнего столетий. Но ожидания, связанные с ускорением обслуживания гостей, не оправдались. И такое положение сохраняется до сих пор. Средства ввода мобильных устройств хоть и стали удобнее, но все равно фиксировать заказ с помощью бумаги и карандаша получается быстрее. Плюс такие неудобства, как необходимость заботиться о том, чтобы у устройств вовремя заряжались батареи, чтобы их не оставляли около кухонного оборудования или на открытых солнечных лучах, да и просто не роняли. Если уронить на пол бумажный блокнот, то это вряд ли скажется на том, что им нельзя будет пользоваться. А вот для планшета падение с очень большой долей вероятности фатально. Да и интерфейс приложений не всегда хорошо продуман, в итоге снова запустить программу обработки заказов, если случайно выбросило в лончер, может оказаться не слишком просто.

Тем не менее, эффект все же есть. Уже по итогам самых первых проектов использование мобильных устройств просто по самому факту вызывало интерес к заведению и повышало число посетителей. К тому же многие современные системы, рассчитанные на применение мобильных устройств в сфере общественного питания, рассчитаны на применение не официантами, а гостями. Это элемент своего рода системы самообслуживания, с помощью которого можно сформировать заказ. Причем можно заложить в эту систему и всяческого рода дополнительные инструменты, направленные на повышение счета. Причем есть примеры того, когда в таком качестве используются собственные устройства посетителя, для чего нужно установить специальное приложение. И чтобы заинтересовать это сделать, часто предлагаются различные бонусы. Такая практика наиболее широко распространена в американских сетях кофеен и фастфуда. Однако планирование этих бонусных программ требует весьма серьезной исследовательской работы. То, что хорошо работало в США, даже в соседней Канаде могло не принести ожидаемого результата, не говоря уже о Европе или Росссии.

Есть и такие проекты, где планшеты и иные мобильные устройства являются элементом системы Digital Signage. Так сделано, например, в ресторанах «ДжонДжоли». Но об этом мы расскажем в отдельной статье. Так что следите за рубрикой «проекты».

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.