В октябре 2010 г. в МПБК «Очаково» завершились работы по проекту централизации и консолидации ИТ‑инфраструктуры. Его целями были автоматизация процесса создания новых рабочих мест, возможность безопасной удаленной работы пользователей, а также снижение затрат на обслуживание парка ИТ‑инфраструктуры. О ходе работы мы беседовали с начальником отдела ИТ МПБК «Очаково» Иваном Деминым.

Intelligent Enterprise: Каковы были предпосылки проекта по модернизации ЦОД?

Иван Демин: МПБК «Очаково» — крупнейшее предприятие пивобезалкогольной отрасли России без участия иностранного капитала. Оно существует на рынке более 30 лет, с 1978 г., и все это время эффективно работает и развивается. На сегодняшний день в состав компании входит 18 предприятий. Суммарные мощности всех пиво‑безалкогольных заводов «Очаково» рассчитаны на выпуск 260 млн декалитров напитков ежегодно.

К этому моменту у нас в компании была внедрена ERP‑система «Монолит». Она не слишком широко распространена в целом на рынке, но при этом все‑таки изрядно проверена внедрениями в нашей отрасли и, как следствие, хорошо учитывает многие специфичные особенность пивобезалкогольного производства. Был уже и свой ЦОД. Но его производительность и, главное, надежность работы систем оставляли желать много лучшего. При этом цена простоя системы у нас довольно высока. Необходимо было создать стабильную отказоустойчивую систему, чтобы наши филиалы могли иметь доступ к системе и работать с ней. Плюс ко всему проблемы с ЦОД мешали работам по очень многим проектам, в частности по проектам, обеспечивающим взаимодействие между разными системами автоматизации.

В конце концов встала задача централизовать все ИТ-ресурсы компании, в том числе все бизнес-приложения. И для ее решения потребовалась модернизация центра обработки данных. Также было необходимо разработать систему удаленного доступа к корпоративным данным из филиалов.

Для решения этой задачи мы обратились в компанию R-Style. Там и предложили нам систему на базе серверов HP и Microsoft Hyper-V. Выбор данного гипервизора был обусловлен сокращением затрат на лицензирование, притом что показатели производительности и функциональных возможностей нас вполне устраивали. А средства управления и мониторинга ИТ‑сервисами System Center Operations Manager SCOM 2007 были выбраны потому, что они лучше всего позволяют управлять виртуализованными ресурсами с использованием технологий Microsoft.

Хотя и говорят, что кризис закончился, бизнес-руковод­ство зачастую очень неохотно выделяет средства на всевозможные проекты по модернизации ИТ‑систем. Как вам удалось обосновать необходимость проведения работ по вашему проекту?

Это требование времени. И наше руководство понимает, что информационные технологии являются неотъемлемой частью бизнеса, инструментом, без которого невозможно расширять бизнес. Для чего служат те же ERP‑системы? Они в первую очередь ориентированы на руководителей, которые с их помощью могут собирать и анализировать данные и на их основе принимать различные решения в целях развития бизнеса. И это инструмент, просто облегчающий труд массы сотрудников экономического блока. Сейчас у нас в процессе внедрения находится проект сопряжения ERP‑системы с рядом комплексов АСУ ТП. Один из этапов данного проекта по совмещению оборудования линий розлива с системой «Монолит» мы планируем запустить в июне 2011 г. Это позволит нам формировать многие виды отчетности в полностью автоматическом режиме, исключив человеческий фактор. И без создания надежного аппаратного комплекса об этом просто не могло быть и речи.

Учитывался ли чужой опыт? И если да, то в какой степени?

Наверно, неправильно было бы говорить, что данный проект абсолютно уникален и является нашим ноу-хау. Конечно же, сначала мы смотрели, изучали различные схемы реализации аналогичных систем. И в итоге совместно с компанией R-Style остановились на той, которая в настоящий момент у нас и работает.

Предлагались ли какие‑то варианты, альтернативные предложению R-Style? Что в итоге повлияло на окончательный выбор?

Нам предлагали другие решения, в частности на базе решений Cisco Systems, а также на некоем симбиозе с технологиями Microsoft. Но, как уже было верно упомянуто выше, бизнес-руководство не слишком охотно выделяет средства на проекты, связанные с модернизацией ИТ-инфраструктуры. Так что мы выбрали вариант, предложенный R-Style, именно исходя из того, что соотношение цены и качества было оптимальным. И мы не жалеем, что выбрали именно его. К тому же скорость выполнения работ оказалась очень высокой.

Как шли работы? Сколько времени они заняли? Имели место какие‑нибудь внештатные ситуации?

Непосредственно работы по проекту продолжались около месяца. Как мне кажется, это очень короткий срок, хотя, возможно, кто‑то со мной и не согласится. Основные задержки были связаны с ожиданием по­ставки оборудования. И то эти сроки совместными усилиями компаний R-Style и HP удалось сократить до минимума.

Конечно же, нельзя сказать, что проблем не было совсем. В момент внедрения решения мы использовали дорелизную версию Windows Server 2008. Были некоторые проблемы с установкой операционной системы, совместимостью ПО и оборудования, но, к нашей радости, критичных проблем (например, связанных с потерей или искажением данных) не было.

Раньше многие специалисты настоятельно не рекомендовали использовать СУБД и приложения, работающие поверх них, например ERP, на виртуальных системах. Как с этим дело обстояло у вас?

Мы последовали этой рекомендации. Наши серверы СУБД, обслуживающие ERP‑систему, работают на физических серверах. В виртуальную среду перенесены серверы, обслуживающие защиту периметра сети, включая средства управления службой каталогов Active Directory, DNS, корпоративную почту на базе Microsoft Exchange 2010 и ряд других.

Часто приходится слышать о том, что при переходе к использованию виртуализации возникают различные сложности. Как с этим обстояло у вас?

Да, проблемы были, по большей части связанные с переходом от одной системы к другой. Так, например, наша корпоративная почта мигрировала с решения на базе открытого кода Sendmail на Microsoft Exchange. И процесс этот нельзя было назвать простым. Но занял он не так уж много времени. В этом нам большую помощь оказали специалисты R-Style, которые действовали по отработанной технологии. В итоге 90% данных было перенесено без всяких сложностей. И в целом эта компания — партнер, на которого я могу целиком положиться. Практически все 100% предложений, высказанных ее сотрудниками в ходе проектов, я могу принять. Эти предложения обычно стоящие, и к ним стоит прислушаться.

Очень часто сложности возникают, когда слабо учитывается рост нагрузки на инженерные системы ЦОД (бесперебойное электропитание, охлаждение, контроль доступа) и они перестают справляться с обеспечением работы оборудования высокой плотности. Также часто в самый последний момент выясняется, что перекрытия неспособны выдержать вес оборудования. Как с этим обстояло дело у вас?

В помещении, где находится серверная комната, проводить строительные работы нам не пришлось. Перекрытия там сделаны с достаточным запасом прочности, и усиливать их не было необходимости.

Вместе с тем в ходе проекта, который мы делали совместно с компанией R-Style, изменений в инженерных системах не предусматривалось, но в будущем такие работы, конечно же, запланированы. Сейчас мы как раз ведем работы по проекту, который касается модернизации систем электропитания и климат-контроля в серверной.

Какие результаты проекта оказались самыми важными?

Прежде всего, это повышение отказоустойчивости и безопасности. Для решения задачи обеспечения удаленного доступа к ЦОД из филиалов нам была необходима устойчивая работа терминальных серверов. И с помощью компании R-Style такие серверы были созданы. Для обеспечения бесперебойной работы был организован кластер из трех серверов, с постоянной репликацией данных и балансировкой нагрузки. Даже при выходе из строя двух из них вся система сохраняет работоспособность. Также дублированы каналы связи. В итоге серьезный сбой возможен только в результате полной остановки сервера СУБД.

Перед проектом ставились и другие задачи — повышение эффективности использования оборудования, снижение его энергопотребления и уменьшение площадей, занимаемых системами ЦОД. Такие задачи практически всегда решаются в ходе проектов, связанных с внедрением технологий виртуализации серверов, и мы тут не исключение. Оборудования у нас много, оно дорогостоящее, но его ресурсы используются далеко не полностью. И применение систем виртуализации позволяет поднять уровень использования вычислительных ресурсов. Также удалось в несколько раз снизить потребление электроэнергии.

Как быстро эффект от внедрения данных систем стал осязаем?

Это произошло сразу, как только новый серверный комплекс заработал. Когда мы пытались строить ЦОД сами, у нас далеко не все работало так, как оно должно работать. В итоге постоянно звучали жалобы от пользователей на нестабильность работы. После того как был запущен новый комплекс, жалобы не исчезли, но их стало намного меньше.

Если же говорить о финансовых показателях, или ROI, то проект себя полностью окупил за шесть месяцев после окончания работ по нему. Ведь любая остановка ИТ‑систем автоматически ведет к остановке предприятия. Не надо долго распространяться о том, к каким убыткам это приводит. И если простои прекращаются, то и убытки автоматически сводятся к минимуму. А учитывая, что цена простоя у нас очень велика, выигрыш от любого их снижения также будет ощутимым.