Компания «Юлмарт» с самого своего основания использовала весьма оригинальную, по крайней мере для российских условий, бизнес-модель, которая объединяла традиционную розницу и торговлю в онлайне. О том, как строилась ее поддержка с точки зрения ИТ, мы беседовали с директором департамента информационных технологий компании Николаем Крачуном.

Intelligent Enterprise: Немного истории... Сразу ли вы учли все возможности, которые предоставляет Интернет, или адаптировали свою бизнес-модель к ним уже по ходу своего развития? Какие еще выгоды дала ваша модель продаж?

Николай Крачун: Бизнес-­модель нашей компании изначально строилась как интернет-витрина, с которой связаны другие интегрированные бизнес-процессы, в первую очередь разветвлённая логистика. «Юлмарт» первым среди российских онлайн-ритейлеров с самого начала своей деятельности, параллельно с развитием интернет-витрины, стал создавать центры исполнения заказов, пункты выдачи и распределительные склады. Как показывает практика, такая модель очень востребована покупателями. Мы предлагаем нашим клиентам огромный ассортимент товаров (сейчас — более 55 000 наименований), действительно имеющихся в наличии на наших складах, справедливые цены и несколько альтернативных способов взаимодействия в ходе совершения покупки. На этапе выбора покупатель может посетить сайт ulmart.ru, позвонить в контакт-­центр или зайти в любой из центров исполнения заказов, затем оплатить товар по карточке или наличными в кассе, а на этапе получения товара — заказать его доставку до двери либо забрать самому в кибермаркете или в пункте выдачи.

Создала ли ваша модель продаж какие-­либо проблемы? И если да, то какие? Насколько сложным оказалось ИТ-сопровождение вашей системы продаж? Были ли при этом нюансы, возможно, не вполне очевидные первоначально?

Сложность заключалась в том, что гибридная модель «Юлмарта» подразумевает, с одной стороны, интерактивность интернет-магазина, когда вся информация максимально актуальна, визуализирована и доступна покупателю. А с другой стороны, поскольку у нас мощная логистическая инфраструктура, то должна быть сильная составляющая ИT-архитектуры бэк-­офиса, так как компания оперирует большим количеством складов, обеспечивает товародвижение между ними. Процессы эти максимально скрыты от покупателя. С точки зрения ИT нам приходится совмещать эти две системы. В итоге мы практически с нуля создали собственную гибридную ИT-архитектуру.

Но я не назвал бы это сложностями или проблемами. Скорее — сложными, но интересными вызовами.

Насколько процессы ИТ-поддержки в компании уникальны?

ИT-система «Юлмарта» полностью зависит от бизнес-модели компании. И уникальна настолько, насколько уникальна сама бизнес-модель. Решить эту задачу традиционными способами не получится: если это просто интернет-магазин, где всё вынесено вперед, тогда страдает логистика. Если мы говорим, например, о гипермаркете-складе, то будет хромать интернет-составляющая бизнеса. В совмещении этих двух систем воедино и заключается уникальность ИT-системы компании.

Насколько нам известно, ваша ИТ-система строится по модели частного облака. Какие удобства она дает для компании, чей бизнес в значительной степени онлайновый?

Нельзя сказать, что весь наш информационный комплекс — это облака. Хотя, конечно, мы достаточно активно используем технологию виртуализации.

В наших планах — перейти на использование гибридных облаков. Уже сейчас часть ПО «Юлмарта» работает на собственных серверах, но при этом у нас зарезервировано место на оборудовании сторонней компании. Таким образом, при определенных случаях мы можем оперативно подключать внешние ресурсы. Например, для того, чтобы справиться с повышенной нагрузкой в сезон высоких продаж, не закупая для этого дополнительное оборудование.