Представлены результаты международного исследования по информационной безопасности «Индекс конфиденциальности», проведенного компанией EMC в 15 странах, включая Россию, и охватившего 15 тысяч респондентов. Проанализированы различные аспекты отношения пользователей к конфиденциальности информации в Интернете в эпоху активного использования облачных сервисов, мобильных технологий и социальных сетей.

«Сейчас в России, по сравнению с остальным миром, значительно больше людей готовы раскрыть свои личные данные в обмен на дополнительные удобства и преимущества (38% в России, 27% в мире). В Германии, например, свои личные данные отказывается раскрывать подавляющее большинство – 77%. Больше всего россияне доверяют финансовым организациям и государству, а меньше всего они готовы делиться своими данными с медицинскими учреждениями. Также стоит отметить, что восприятие конфиденциальности существенно различается в зависимости от интернет-роли. Например, выступая в роли «пользователей госуслуг», респонденты выказывали большую готовность пожертвовать своей конфиденциальностью, чтобы получить защиту, проще и эффективнее использовать преимущества, предоставляемые государственными учреждениями. С другой стороны, выступая в роли «пользователей соцсетей», они менее всего готовы пожертвовать своей конфиденциальностью для расширения сети контактов», - рассказал генеральный директор компании ЕМС (Россия и СНГ) Сергей Карпов. 

По мнению Сергея Плуготаренко, директора РАЭК, создатели законов и другие ответственные лица должны принимать в расчет конкретные действия, фокусирующиеся на трех областях: усовершенствование способов защиты и безопасности, договоренность о правах и обязанностях по использованию информации в зависимости от контекста, и повышение уровня ответственности и соблюдения законов.

«В настоящее время законодательство о персональных данных недостаточно учитывает современный уровня развития интернета и существенно замедляет развитие электронной коммерции и облачных сервисов в Российской Федерации. В 2013 году РАЭК участвовал в работе над законопроектом 416052-6 «О внесении изменений в Федеральный закон “О персональных данных” и статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Мировая практика в области законодательства о персональных данных базируется на персональной информации как к товарным активам, например как к воде, золоту или нефти. И, подобно этим активам, персональные данные должны защищаться сводом торговых правил, подразумевающих получение, хранение и утилизацию. Однако в отличие от осязаемых активов персональная информация не расходуется при использовании, напротив, ее ценность только возрастает. Технологии добычи и обработки большого объема информации (Big Data) ведут к новым способам использования данных и увеличению их ценности»,- пояснил Сергей.

«Почти четверть пользователей игнорируют пользовательские соглашения, не интересуются как будут использоваться их персональные данные. Две трети россиян (среди интернет-пользователей – три четверти) убеждены: в России личные данные защищаются плохо. В то же время в ЕС признается приоритет права на конфиденциальность перед интересами общества или свободой слова, что приводит к таким решениям, как ограничение использования куки или недавнему праву на забвение. С другой стороны, в "постсноуденовском" мире наблюдаются два явных общественно-законодательных тренда: попытка взять под общественный контроль процессы слежки за пользователями и перехват данных у интернет-компаний спецслужбами с одной строны; постепенное введение "суверенитета данных" - жестких требований по хранению персональных данных пользователей на территории стран» - привел примеры главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян.

Результаты исследования позволяют сформулировать рекомендации для пользователей, предприятий и поставщиков технологий:

· Пользователям важно знать, каким образом их конфиденциальность может быть нарушена и какие действия они могут предпринять для защиты. 

· Для предприятий важнейшей задачей становится понимание диапазона ожиданий клиентов. Успех и неуспех на рынке будут определяться тем, насколько предприятия смогут выработать релевантные и удобные практики обеспечения конфиденциальности для своих клиентов. Чем более серьезно предприятие будет относиться к конфиденциальности, тем выше вероятность, что оно будет привлекать к себе новых клиентов.

· Предприятия не смогут выполнить свои обязательства по обеспечению конфиденциальности без помощи поставщиков технологий, которые должны найти способы усиления защиты конфиденциальности, которые не отражаются на удобстве работы пользователей, производительности или возможностях.