Делая тему номера «Итоги 2007/тенденции 2008», мы не могли обойти стороной суперпопулярную нынче Web 2.0. Об этой технологии не говорит только ленивый, причем главным образом в оптимистически-восторженном тоне. В том числе и о применении технологий и идей Web 2.0 внутри компании. Однако, на мой взгляд, перенесение на корпоративную почву такого явления Web 2.0, как блоги, — идея совершенно абсурдная.

Я считаю блоги не просто бессмысленной модой, а откровенным злом. И даже не столько потому, что их содержанием сегодня становится буквально всё — от, простите, «грязных носков» до моратория на смертную казнь. А потому, что все эти «низкие» и «высокие» темы в блогах умудряются вполне плавно перетекать друг в друга. Мысль блогописателя хаотически стелется по древу жизни, и в этом многие находят непреходящую ценность блогов. Что ж, пусть находят. А вот дискуссий, которые мало-мальски разумное время сохраняли бы нить обсуждения, в блогах найти уже практически нельзя.

«Для блогов характерны недлинные записи вре’менной значимости», — весьма политкорректно пишет Википедия об этой массе слабосвязной словесной шелухи. «Ща скажу что на ум пришло, только дайте по клаве поклацать» — не таков ли посыл 99,9% блогописцев? Что такое раздумье над текстом и бережное обращение со словом, большинство из них даже не подозревают. А ведь серьезный разговор требует совсем другого — неторопливости, вдумчивости и внимания к собеседнику, отсутствия скороспелых эмоций. Вместо этого блоги бурлят эмоциями по любому поводу, дискуссии развиваются со ско­ростью стучания по клавиатуре, интерес же к собеседнику нередко сводится к фразам типа «а ты кто такой вааще?». Обратите внимание, как часто люди в интернет-дискуссиях начинают банально ругаться друг с другом. Почему? Неконтролируемое выражение любой эмоции? Анонимность и безнаказанность? Отсутствие ответственности перед собеседниками?

Увы, та легкость, с какой любая пролетающая их «мыслишка» попадает на всеобщее обозрение, сегодня победила все аргументы и разума, и культуры. Более того, она создает впечатление, что это и есть норма, иллюзию, будто публичная демонстрация этих «мыслишек» — и есть полноценное общение.

Но какое это имеет отношение к компаниям? Увы, мода на блоги слишком сильна и просто не может не затронуть корпоративную среду. В результате появляются идеи, что блоги могут помочь в выстраивании горизонталей взаимодействия внутри компании, стать заменой курилок в деле знакомства и общения персонала. «Блоги — это сервисы, где автор может описывать текущий процесс своей работы, факты и результаты аналитики» — таково одно из описаний места блогов в компаниях. Как бы не так, много вы видели в блогах «результатов аналитики»?

Я ни в коей мере не отрицаю наличия серьезных авторов, для которых блог — единственная возможность публикации своих текстов. Такие есть, но доля их столь мизерна — капля в море. И что, они все работают в вашей компании? Почему, перенесясь на корпоративную почву, блоги вдруг по какому-то волшебству из места для свалки хлама станут площадкой для аналитики? Неужели один и тот же сотрудник в публичном блоге будет писать о том, какие пирожки его желудок переварил сегодня, а в корпоративном — публиковать свои аналитические соображения? Увы, и там он будет писать о том же, о чем привык, — о пирожках. А вся компания, вместо того чтобы работать, будет обсуждать его «аналитику»…

Или есть основания считать, что внутри компании появится особый круг блогописателей только по делу, ценящих уровень мыслей и время, как свое, так и читателя? Может быть, и так, только я не слышал ни одного аргумента в пользу этой точки зрения. А вот против свидетельствует весь опыт развития блогов. Более того — об этом нет-нет, да порой и выскажутся сами участники этих дискуссий. Я неоднократно замечал: как только дискуссия в блоге становится более-менее серьезной, как только появляются не случайные, а более-менее зрелые мысли, так и возникает: «А если надо серьезно — звони». Как вам в этом контексте идея сделать блоги своеобразным «коллективным разумом» компании?

Увы, приходится фиксировать эмпирический факт: серьезная дискуссия в блогах просто невозможна. Блог — это совсем не дневник, и применять здесь это слово — значит отрицать более чем тысячелетнюю историю этого литературного жанра. Дневники писались исключительно для себя, они служили не столько способом фиксации переживаний автора, сколько инструментом рефлексии. Публикация дневников автором совершенно не предполагалась и если и была, то лишь по прошествии некоторого времени после его смерти. Такой подход подразумевал неторопливость, вдумчивость и бережное отношение к слову. И я не вижу механизмов, которые могут обеспечить это в блогах. Честно говоря, даже жаль, что все так обернулось. Ведь сам инструмен-то хорош и полезен. И употребить бы его разумно… Но не всякий потенциально полезный инструмент разумно используется — это тоже прописная истина. И мне кажется, блоги как раз из них.