В последнее время тема виртуализации стала весьма популярной. Правда, до недавнего времени ее популярность ограничивалась лишь сегментом сетевых серверов. Но только сейчас заговорили и об активизации использования виртуализации на рабочих местах — хотя средства виртуализации рабочих мест появились раньше, чем аналогичные средства для серверов.

Однако долгое время применение их ограничивалось тремя нишами. Во-первых, это рабочие места разработчиков, которым необходимо тестировать и отлаживать код в разных средах. Во-вторых, виртуализация довольно популярна во всевозможных учебных центрах, поскольку применение такого подхода многократно повышает живучесть программной среды. И в‑третьих, средства виртуализации применяют те, кто использует альтернативные программно-аппаратные платформы, например, Mac, Linux, промышленные UNIX‑системы, но при этом вынужден запускать приложения, которые имеются только для DOS и Microsoft Windows. Собственно, благодаря этим категориям пользователей и возник данный класс программных, часто программно-аппаратных средств. Первые образцы появились еще в 80‑х. Например, автору этих строк довелось поработать на отечественной ПЭВМ «Электроника 85», которая «умела» эмулировать PC‑совместимую машину с помощью специальной платы расширения.

Вместе с тем до недавнего времени применение средств виртуализации сдерживалось целым рядом факторов. Прежде всего, существенным падением производительности, которое вполне могло доходить до трети. Плюс ко всему, до самого недавнего времени в виртуальных машинах отсутствовало ускорение трехмерной графики. Это делало невозможной полноценную работу с целыми классами ПО, такого как, например, САПР или ряд средств визуализации, используемых для финансового анализа. Однако, как уже было сказано выше, использование виртуализации существенно снижает затраты. Так, например, согласно результатам недавнего исследования Gartner, уровень снижения общей стоимости владения при использовании виртуализации рабочих мест составляет минимум 11%. А для некоторых категорий рабочих станций он доходит даже до 50%. И это только одна статья расходов. Также существенно снижаются затраты на администрирование. Так, например, в компании КРОК один администратор обслуживает 800 виртуализированных ПК. Это на порядок меньше, чем средний стандарт для поддержания такого количества физических компьютеров. Важным плюсом можно считать и возможность использования «устаревшего» ПО. В последнее время возникает много жалоб на то, что невозможно использовать на современных ПК и ноутбуках даже Windows XP, потому что отсутствуют драйверы для целого ряда устройств. В случае же использования виртуализации такой проблемы просто не существует. Наоборот, много жалоб на то, что новейшие версии Microsoft Windows работают на виртуальных системах, скажем так, не лучшим образом.

Кроме того, как и в случае с серверами, можно повысить эффективность использования вычислительных мощностей — например, за счет организации нескольких рабочих мест на одном современном ПК. Производительность такого рабочего места все равно будет более чем достаточной для работы с типичным набором приложений.

Также можно использовать для создания рабочих мест недозагруженные мощности на серверах, сочетая технологии виртуализации и терминального доступа. Как показывает, в частности, исследование Uptime Institute, актуальность проблемы недозагрузки в кризис растет. Один из результатов — то, что до трети серверов вообще не используется для решения продуктивных задач. (Как сэкономить на эксплуатации серверов//Intelligent Enterprise, № 2—3, 2009.)

Появляются и специализированные решения, где использование технологий виртуализации существенно упрощает перенос виртуальных рабочих станций с сервера на сервер или с одной системы хранения на другую. Эта процедура может проводиться даже без прерывания активного сеанса. Кроме того, такое сочетание позволяет сэкономить на стоимости лицензий и обойти ряд ограничений, заложенных в пользовательском соглашении Microsoft и ряда других производителей ПО.