Концепцию Smarter City можно трактовать как современную методологию комплексного управления городским хозяйством, которая может успешно применяться на практике благодаря нынешнему состоянию индустрии информационных технологий.

Если опираться на данный постулат, может показаться, что по своей идеологии она не слишком отличается от более привычной российскому ИТ-руководителю идеологии автоматизации бизнеса. В обоих случаях речь идет о комплексных системах, тесно интегрирующих работу многих функциональных служб. Кроме того, мы, как правило, всегда говорим о нескольких направлениях, актуальность которых в современном менеджменте вряд ли вызывает сомнения вне зависимости от того, идет ли речь об управлении городом, отдельно взятой государственной организацией или коммерческим предприятием любого масштаба. Речь идет о возможности управления в реальном времени, активном использовании бизнес-аналитики, Web-технологий и других форм электронных коммуникаций. Для автоматизации современных управленческих задач характерно и расширение обратной связи со всеми участниками процесса управления, а также с самими объектами управления. В каждом из случаев можно говорить об автоматизации различного уровня управления. Существует и масса других объединяющих моментов. Но при всем этом есть важные отличия, которые удобно отмечать как раз на примере одного из ключевых направлений концепции Smarter City — технологий «умной безопасности». Потому что проблема повышения безопасности актуальна везде и всегда.

Начать можно с автоматизации нижнего уровня, классический пример реализации которой применительно к задачам обеспечения безопасности являют собой системы видеонаблюдения. Уже сегодня это вполне традиционное и достаточно детально проработанное направление — как в коммерческом секторе, так и в городском управлении.

Сразу можно сказать, что при всей универсальности самого процесса видеонаблюдения «разумная безопасность» в условиях плотно насыщенной событиями жизни города и его важнейших объектов предполагает очень серьезный акцент на автоматизации действий рядового персонала. Другими словами, автоматизация здесь идет куда дальше получения видеоизображения на экране, пусть даже расположенном в самом современном ситуационном центре. Многие, казалось бы, тривиальные решения — по локализации оставленного без присмотра багажа, по фиксации номеров машин, подсчету количества проходящих людей и множеству других подобных задач — в данном случае полностью отдаются информационным системам. Именно такова идеология развития программной платформы Smart Vision Suite, предлагаемой IBM.

Использование «высокоуровневой» аналитики при внедрении принципов Smart Security также сопряжено с некоторыми особенностями. Если опять-таки сравнивать соответствующие решения с теми, что традиционно используются, скажем, для выявления подозрительных коммерческих операций, то можно сказать, что сейчас в большинстве случаев очень многие их них сводятся к попыткам поиска неких шаблонов в пространстве непрерывно получаемых исходных данных. Формат данных, с которыми работают аналитические системы безопасности, применяемые ныне в коммерческом секторе (в основном в телекоме и банковской отрасли), тоже пока органичен. Решая данные проблемы, тут в основном имеют дело со структурированной информацией в виде большого числа элементарных транзакций. Анализ неструктурированной и даже медиаинфомации тоже начинает активно применяться в бизнесе, но, как правило, в рамках решения задач, отличных от задач безопасности.

В случае аналитических решений IBM в сфере «умной безопасности» мы все-таки делаем заметный шаг вперед. Если, скажем, упомянуть решение Criminal Information Warehouse, которое IBM использует для автоматизации деятельности полиции Нью-Йорка, то в данном случае мы говорим о вовлечении в процесс оперативного анализа весьма разнообразной информации, имеющей отношение к криминогенной обстановке, включая неструктурированные данные о телефонных обращениях граждан, поданных жалобах и т. д. В таком же режиме обрабатывает информацию и так называемый Intelligent Operation Center в Рио-Де-Жанейро, также построенный на программных решениях IBM. Здесь, в отличие от ситуации в Нью-Йорке, власти имеют дело с проблемами безопасности в широком смысле, пытаясь помимо прямой борьбы с преступностью оперативно решать такие задачи, как минимизация ущерба от стихийных бедствий (в основном регулярно возникающих оползней), готовить систему инженерных коммуникаций и т. д. Интеграция разнородных источников информации в данном случае еще более актуальна. В том же направлении идет и технологическое развитие решений нашей компании. Характерный пример — решение компании i2, которую не так давно приобрела IBM.