Информационные технологии все более активно проникают во все сферы общественной жизни, и образование не стало исключением. Сегодня только ленивый не говорит о перспективах обучения по Интернету e-Learning, а многие американские вузы (например, МТИ, Беркли и Стэнфорд) уже давно выкладывают в сеть PDF-версии лекций и варианты контрольных работ прошлых лет, делая высшее образование по-настоящему доступным широкой аудитории.

Результатом появления новых технологий в образовании, на ряду с увеличением его доступности, стало еще и появление специализированных устройств, так называемых виртуальных симуляторов, максимально реалистично отображающих реальность. Такие «тренажеры» с эффектом виртуальной реальности позволяют учащемуся полностью погрузиться в процесс, при этом существенно снизив расходы на обучение (а зачастую и риски).

Когда речь заходит о виртуальных симуляторах, то, в первую очередь, на ум приходят различные программные устройства, моделирующие полеты самолетов и поездки автомобилей. Появившись в конце XX века, эти аппараты мгновенно завоевали популярность у специалистов в области авиации, которые использовали их в качестве обучающих тренажеров для будущих летчиков. Ведь использование реальных летательных устройств очень дорого, а также весьма небезопасно.

Сегодня использование авиасимуляторов в обучении летчиков происходит повсеместно. Виртуальные кабины созданы для большинства типов самолетов, при этом существуют тренажеры различающиеся по «степени сходства» с оригиналом: так некоторые кабины повторяют в точности все детали авиасалона, но не передают толчки и колебания, возникающие во время полета. В то же время существует и такой класс тренажеров, которые обеспечивают полный «эффект присутствия».

Стоит отметить, что виртуальные симуляторы и для летчиков и, в особенности, для водителей нельзя назвать эксклюзивными инструментами. Разумеется, оборудовать у себя дома полноценную кабину пилота по силам и по карману далеко не каждому, а вот купить руль или джойстик и попробовать свои силы в более примитивной версии тренажера (игрового симулятора) готовы многие. При этом и качество обучения на нем может оказаться очень неплохим, так на просторах интернета ходит рассказ о том, что, выучившись управлять самолетом на своем ПК, один европеец подделал документы и почти десять лет проработал пилотом, причем весьма успешно. Возможно, это просто шутка, однако уже то, что она есть, говорит о том, что с помощью виртуальных инструментов можно существенно улучшить свои навыки в вождении всевозможных средств передвижения.

Вероятно, многие хотели бы почувствовать себя в кабине пилота, а вот попробовать себя в роли врача желающих, наверняка, найдется гораздо меньше, хотя с каждым годом число самых разнообразных виртуальных симуляторов для студентов-медиков растет. Как и в случае с авиасимуляторами, медицинские виртуальные тренажеры позволяют существенно сократить риски, связанные со здоровьем пациента. Эти виртуальные тренажеры можно типологизировать следующим образом: виртуальные симуляторы, роботы-симуляторы, фантом-симуляторы и т.д.

К виртуальным симуляторам относят реалистичные манипуляторы, при работе с которыми на экране компьютера появляется видео, полностью отображающее действия врача и реакцию тканей организма на эти манипуляции. Перечислять число различных виртуальных симуляторов можно практически до бесконечности: это симулятор для лапароскопии, офтальмохирургии, артроскопии, ангиографии и многих других медицинских процедур.

Что касается второго выделенного нами типа, роботов-симуляторов, то сегодня производится огромное количество моделей роботизированного пациента – этот симулятор, во многом похожий на сверх реалистичный манекен, с точностью повторяет форму и структуру человеческого скелета, его покровные ткани напоминают кожу, а наличие батареек позволяет транспортировать «больного» куда угодно.

К медицинским фантомам относят интерактивные изделия, позволяющие студентам отрабатывать различные медицинские процедуры на модели, полностью повторяющую ту или иную часть человеческого тела.

Сегодня симуляторы того или иного вида все чаще используются в российских и зарубежных медицинских вузах. Среди отечественных центров, использующих подобное оборудование, можно выделить МГУ им. Ломоносова, Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. Алмазова, Новосибирский государственный медицинский университет, Челябинскую государственную медицинскую академию, Уральскую государственную медицинскую академию.

Помимо медицины и авиации, виртуальные симуляторы находят свое применение и в гораздо более прозаических областях. Так компания Фрониус, занимающаяся производством сварочного оборудования, выпускает сварочные тренажеры. Эти инструменты позволяют сэкономить сварочные материалы и газы, а также решить вопрос с утилизацией отходов, получающихся в процессе обучения.

Все эти примеры говорят о том, что информационные технологии, проникая в образование, приводят к появлению принципиально иных высокопроизводительных схемы обучения, позволяющих рационально использовать как человеческие, так и материальные ресурсы.