Савочкин Е.А., Кириллов М.В.

Решение актуальных на сегодняшний день задач, связанных с построением консолидированной отчетности в масштабе компании, внедрением процессного управления и оптимизацией процессов, а так же интеграцией приложений затруднено без наличия своевременных качественных и непротиворечивых справочных данных. Обеспечение согласованного ведения НСИ – сложная интеграционная задача, требующая гибкой настройки большого количества параметров под специфику каждого клиента. Данная задача может быть эффективно решена с помощью «связующего» ПО компании Oracle, которая является одним из лидеров данного рынка. Компания ЛАНИТ имеет многолетний успешный опыт в создании общекорпоративных справочников, а экспертиза в технологиях интеграции приложений на продуктах компании Oracle позволяет решать задачи клиентов по НСИ наиболее эффективно. На данный момент внедрения по централизованному управлению НСИ эксплуатируются в ряде крупных компаний из различных отраслей (металлургия, страховой бизнес, логистика, банковское дело), что позволило сотрудникам ЛАНИТ накопить большой практический опыт и высокую квалификацию для реализации подобных проектов.

В настоящее время большинство компаний стремится оптимизировать расходы на IT за счет сокращения инвестиций в длительные и рискованные проекты в пользу более контролируемого точечного развития - поэтапного внедрения только требуемых функций и более полного использования возможностей существующих IT-активов. Для достижения указанных целей во всем мире применяются специальные «связующие» (middleware) технологии, а также организационные и архитектурные подходы, позволяющие осуществлять разработку маленькими итерациями при максимальном повторном использовании существующих прикладных систем, IT - сервисов, инструментов и т.д. Одной из актуальных задач, при решении которой может быть очень эффективно использование «связующих» технологий компании Oracle, является задача построения системы управления НСИ.

Компания Oracle является одним из лидеров рынка «связующих» технологий, основу которых составляют такие продукты из линейки Oracle Fusion Middleware как WebLogic Server, BPEL Process Manager, Service Bus и др., которые обеспечивают высокий уровень функциональности, надежности, производительности и масштабируемости. Применение инструментария от компании Oracle позволяет проектировать и реализовывать ПО с открытой, ориентированной на стандарты архитектурой, на основе принципов слабой связанности и многократного использования. На рисунке ниже представлена структура SOA платформы компании Oracle.

Рисунок 1. Структура SOA - платформы компании Oracle

Рассмотрим преимущества, которые дают технологии Oracle для управления общекорпоративными справочниками. Основные справочники («Контрагенты», «Материально-производственные запасы», «Основные средства», «Объекты строительства», «Статьи затрат», «Сотрудники» и др.) в крупной организации, как правило, используются в нескольких информационных системах, поэтому для качественного ведения этих справочников возникает необходимость интеграции всех систем, использующих эти справочники. Это влечет за собой необходимость реализации процедур синхронизации или репликации данных между этими системами. В некоторых случаях, может допускаться ввод и корректировка одних и тех же справочников несколькими подразделениями в разных системах, что приводит к усложнению процедур поддержания НСИ в согласованном состоянии.

Процесс построения системы централизованного управления НСИ состоит из следующих подзадач:

  • получение доступа к справочным данным и функциям управления НСИ в эксплуатируемых в организации системах;
  • гарантированная доставка сообщений от адаптеров прикладных систем к консолидирующему изменения концентратору основных данных;
  • передача эталонных данных от концентратора НСИ в системы, использующие эти данные;
  • предоставление удобного Web-интерфейса доступа к общекорпоративным справочникам и классификаторам;
  • автоматизация процедур поддержания качества справочных данных.

Технологии Oracle позволяют эффективно решать указанные выше задачи.

Во-первых, на основе функциональности продуктов Oracle BPEL Process Manager и Oracle Service Bus могут быть реализованы адаптеры для доступа к справочным данным и функциям прикладных систем, например, через доступ к СУБД, E-mail, файловой системе, JMS, AQ и т.д. Для каждой системы при необходимости реализуются сервисы обнаружения измененных позиций справочника, поиска и просмотра справочника, добавления новой позиции, корректировка существующих позиций справочника. Однако, во многих случаях, особенно, если речь идет о подключении к системе крупного производителя программного обеспечения, разработки адаптера с нуля может и не потребоваться. Компания Oracle предлагает адаптеры для большого количества приложений [1], включая Oracle Applications, SAP и др. Для российских компаний, использующих продукты компании 1С, компания ЛАНИТ разработала специализированные программные адаптеры для стыковки 1С с интеграционным ПО Oracle. Продукт Oracle B2B [2,4,7] позволяет организовать электронное взаимодействие с внешними торговыми партнерами на основе промышленных стандартов: EDI, UCCnet, RosettaNet, CIDX, PIDX, VICS, ebXML, UBL и др.

Во-вторых, продукты Oracle BPEL Process Manager, Oracle Service Bus, Oracle Business Rules, Oracle Human Workflow и др. основаны на открытых стандартах BPEL, XML, XSLT, XPATH, JMS, JCA и Web-служб и позволяют достаточно гибко подойти к реализации процессов распространения и синхронизации НСИ, обеспечивая хорошие возможности для адаптации типовых процессов под специфику каждого клиента. Последнее очень важно, т.к. схемы синхронизации НСИ являются специфичными для каждой компании и, как правило, отличаются для разных справочников. Некоторые справочники ведутся в рамках централизованной схемы - ввод и корректировка справочника выполняются только в одной прикладной системе, а во все остальные системы данные попадают в результате процессов распространения и синхронизации; для других справочников может быть допустима корректировка в разных системах одновременно. Некоторые справочники должны распространяться в небольшое количество систем - потребителей, другие используются практически во всех системах компании. Некоторые справочники полностью реплицируются во все системы – потребители, другие имеют более сложную схему распространения – например, в разрезе региональных представительств и типов данных (обслуживание физических лиц регионального представительства или обслуживание юридических лиц и предпринимателей).

С помощью визуальных средств разработки BPEL – дизайнера процессов, дизайнера трансформаций XML, дизайнера бизнес-правил и процедур утверждения и др. - процедуры согласования, распространения и синхронизации справочников могут быть достаточно быстро реализованы, а главное, могут быть быстро доработаны под нужды конкретного клиента и под конкретный справочник. На рисунке ниже приведен внешний вид среды разработки Oracle BPEL Designer процессов для BPEL Process Manager.

Рисунок 2. Среда разработки BPEL процессов

В-третьих, Web-интерфейс для сотрудников компании может быть построен на основе портальных технологий Oracle WebCenter или Oracle WebLogic Portal, или может быть развернут как отдельный Web-сайт на базе сервера приложений Oracle WebLogic Server или аналогичного. При необходимости, Web-интерфейс НСИ может быть интегрирован в существующий корпоративный портал.

Поскольку общекорпоративные справочники являются критическим ресурсом компании, то для автоматизации сложных процедуры поддержания качества справочных данных используется специализированное ПО (например, собственная разработка ЛАНИТ – система НСИ NORMA [3]). Такое ПО отвечает за хранение эталонных справочников и перекодировочных таблиц, а также обеспечивает выполнение следующих мероприятий:

  • Проведение выверки и дедупликации данных с использованием различных алгоритмов;
  • Поддержание историчности данных и метаинформации;
  • Проведение периодической сверки данных в локальных системах и эталонных справочниках;
  • Поддержание качества данных в справочниках за счет согласованного внесения изменений одновременно в несколько справочников (с использованием заявок);
  • Контроль экспертами НСИ вносимых изменений на основе правил.

Построение системы управления НСИ – это довольно сложная интеграционная задача, требующая гибкой настройки под специфику каждого клиента. Реализация данной задачи может быть эффективно выполнена с помощью «связующего» ПО компании Oracle [4,6,7], которая является одним из лидеров данного рынка. Базовыми продуктами линейки Oracle Fusion Middleware являются WebLogic Server, BPEL Process Manager, Service Bus, Business Rules и др., которые обеспечивают высокий уровень функциональности, надежности, производительности и расширяемости. Использование инструментария от компании Oracle позволяет проектировать и реализовывать функциональность с использованием открытой архитектуры, ориентированной на стандарты, на принципы слабой связанности и многократного использования.

Полезные ссылки:

  1. Oracle Integration Adapters // http://www.oracle.com/technology/products/integration/adapters/index.html  
  2. Oracle B2B // http://www.oracle.com/technology/products/integration/b2b/index.html  
  3. Система НСИ NORMA // http://www.lanit.ru/products/index.wbp?sol-id=f9b2d8ce-77ed-4f3f-bdeb-405929c45159  
  4. С.Куприн (НЛК), Е.Савочкин (ЛАНИТ): «Итоги сотрудничества Национальной логистической компании и ЛАНИТ в области SOA: автоматизация процессов, B2B –взаимодействий, создание единых справочников» (презентация на Oracle TechForum 2008) // http://oracleclub.ru/techforum/downloads/9_TF08_SOAsession_NLK..pdf  
  5. Описание решения ЛАНИТ по управлению НСИ на основе Oracle Fusion Middleware – ссылка на листовку.
  6. Пресс-релиз «ЛАНИТ и ITELLANLC успешно завершили первый этап формирования промышленной SOA-инфраструктуры» // http://www.lanit.ru/press/article.wbp?articleid=4a3c2105-4290-466b-be4a-c704a7fecb2b .
  7. Пресс-релиз «ITELLANLC организует В2В-взаимодействие с клиентами на базе технологий Oracle Fusion Middleware» // http://www.oracle.com/global/ru/press/ppr/03042009.html  

Контакты:

Савочкин Егор
Начальник отдела интеграционных решений
Департамент корпоративных систем, ЛАНИТ
E-mail: ESav@lanit.ru
Телефон: +7 495 721-9149 доб. 6316,
Факс: +7 499 265-4101

Кириллов Михаил
Заместитель директора
Департамента корпоративных систем, ЛАНИТ
E-mail: Kirillov@lanit.ru
Телефон: +7 495 967-6650,
Факс: +7 499 265-4101