Розничная сеть «Ашан» приступила к развертыванию единой корпоративной сети IP-телефонии — с резервированием в ключевых узлах, единой телефонной книгой и централизованным управлением. Данный проект позволил компании построить инфраструктуру на базе оборудования фирмы Mitel, решить задачи интеграции с корпоративной телефонией французского офиса и при этом сократить расходы на междугородные переговоры.

Основные особенности проекта внедрения телефонии в «Ашане» состоят не только в том, что сотрудники получили возможность как делать звонки внутри компании, так и звонить за ее пределы (в том числе за рубеж), но и в том, что столь масштабное внедрение продуктов Mitel является на сегодняшний день единственным в России. Соглашение между розничной сетью «Ашан» и компанией «Ай-Теко» (на момент начала проекта в 2005 году «Ай-Теко» была единственным системным интегратором Mitel в России) о поставке комплексного решения корпоративной IP-телефонии заключено в сентябре 2005-го.

В практической эксплуатации телефонная IP-сеть «Ашана» находится с 2005 года — в рамках пилотного проекта «Ай-Теко» произвела пробную инсталляцию IP-сети в магазине «Ашан-Марфино». В октябре и ноябре были запущены центральный офис и новый магазин в Алтуфьеве. В нынешнем году запланировано растиражировать ее на уже работающие гипермаркеты. Одно из очередных внедрений системы IP-телефонии на базе решений Mitel осуществляется в настоящее время во вновь открытом магазине, расположенном на Рязанском проспекте в г. Москве. В рамках проекта разработаны и внедрены дополнительные приложения, которые, по словам директора проектного офиса компании «Ай-Теко» Павла Кириллова, будут обслуживать внутренний и внешний call-центры.

В проекте использованы коммутаторы и маршрутизаторы Cisco Systems — оборудование этой компании не нуждается в особых рекомендациях, оно соответствует всем требованиям для построения подобных сетей передачи данных и обеспечивает высокое качество связи. Что касается телефонии, то в выборе решений Mitel огромную роль сыграл фактор единой технической политики «Ашана». ИТ-менеджер Наталья Федоренко поясняет: «Французский центральный офис компании «Ашан» разработал определенную архитектуру решения и проработал вопросы резервирования мощностей, единого плана нумерации, единой телефонной книги и т. п. Кроме того, уже сейчас мы видим возможность существенного сокращения операционных затрат и ожидаем дальнейшего их падения с завершением соединения с телефонной системой французского «Ашана» по IP-протоколу. По нашим оценкам, период окупаемости по данному проекту составляет 2—2,5 года».

У Mitel долгая история разработки телефонных станций стандарта PBX — сначала традиционных, а в последние годы и IP-телефонии. В техническом плане их сильные стороны таковы: единая платформа, масштабируемая от десятков до тысяч пользователей, исчерпывающий состав функций, эффективная организация дублирования, серьезный подход к проблемам безопасности, чрезвычайно широкая линейка пользовательских аппаратов. Скажем, в российском «Ашане» очень распространено использование IP-DECT — каждый менеджер имеет трубку и может позвонить или принять звонок в любой момент независимо от того, находится ли он в торговом зале или в офисе, что в масштабах гипермаркета особенно актуально.

Есть и еще одна причина, побудившая заказчика отдать предпочтение продуктам этого вендора: в последний год Mitel серьезно занялась российским рынком, проведя русификацию телефонов и сертификацию оборудования в российских разрешительных органах.
В организационном плане работа Mitel характеризуется четкой специализацией на одном направлении и понятными механизмами взаимодействия с соседствующими компонентами ИТ-инфраструктуры — начиная от различных моделей коммутаторов и заканчивая такими мелочами, как использование стандартных PDA в качестве устройств хранения профилей для телефонов из верхней части продуктовой линейки компании. Кроме того, с помощью специализированных приложений Mitel можно организовать распределенный офис, call-центры — это особенно пригодилось в «Ашане».

Физические каналы передачи данных для мультисервисной сети MPLS-VPN и системы IP-телефонии «Ашана» предоставляет компания «Совинтел». По этой сети передаются данные, голос, почта, причем сетевые ресурсы используются специализированными информационными системами для обслуживания магазинов. Компания «Ашан» намерена развернуть единую корпоративную сеть IP-телефонии с резервированием в ключевых узлах, единой телефонной книгой и централизованным управлением.

При реализации проекта в каждом магазине инсталлируется телефонная станция Mitel с подключенным к ней голосовым шлюзом, терминирующим полные (30 каналов) E1-потоки, а на территории небольшого офис-склада «Ашана» на десять абонентов были установлены три антенны IP-DECT, а с ними трубки и пара IP-телефонов, управляемых из гипермаркета «Ашан» в Марфине по каналу информационной связи. В среднем на один магазин приходится до 130 DECT-телефонов, 20 настольных телефонов в офисной зоне, средства конференцсвязи, а также около десяти базовых станций DECT.

Уже сегодня телефонизировано два гипермаркета и центральный офис общей емкостью 350 линий. До конца года планируется запустить еще до девяти объектов на 1200 линий. Каждый объект имеет собственную дублированную в отдельных местах станцию, общую телефонную книгу и единый план нумерации. Система абсолютно расширяема: во французском «Ашане» функционирует 40 000 линий на тех же архитектурных принципах. Офисная телефония поддерживает функции голосовой почты, удержание вызова, перевод звонка, запрет набора номеров для групп абонентов. Кроме того, у Mitel есть набор пин-кода для выхода в междугородную сеть, средства распознавания речи и пр.

В дальнейшем намечено улучшать качество корпоративной сети — эта задача будет решена установкой нового оборудования и лицензий на компрессию, а также дополнительной настройкой маршрутизаторов. Кроме того, корпоративная телефония московских гипермаркетов «Ашан» будет интегрирована с телефонией французского Auchan.

В нынешнем году IP-телефония на базе Mitel, как уже отмечалось, будет внедряться во всех вновь открываемых магазинах; параллельно с этим «Ай-Теко» планирует завершить перевод ранее запущенных магазинов с традиционной телефонии на IP. Задачи организации и распределения нагрузки внутри единого call-центра перед «Ашаном» пока не стоят — это определяется внутренней политикой компании, а также нагрузкой и задачами каждого гипермаркета. Особых потребностей в объединении, которое влечет за собой согласование и распределение обязанностей, на сегодняшний день нет. Впрочем, это нисколько не мешает заняться внедрением централизованного call-центра в будущем.

Первый магазин «Ашан» был открыт в 1961 году Жераром Мулье во французском городе Рубе в бывшем заводском здании площадью 600 квадратных метров — предприятие работало по принципам максимального удовлетворения потребностей клиентов, учета человеческого фактора и постоянного развития. Несколькими годами позже появился первый дискаунтный гипермаркет, задачей которого стала продажа максимально большого количества товаров по низким ценам.

За последующие 10 лет сеть гипермаркетов «Ашан» начала развиваться на национальном уровне: во Франции появилось 26 новых гипермаркетов, а к началу 1980-х годов торговая сеть гипермаркетов вышла на международный уровень. Так, в Испании к настоящему времени открыто более сорока гипермаркетов и больше ста супермаркетов, в Италии эти цифры составляют соответственно 35 и более двухсот.

Во второй половине 1990-х «Ашан» выходит на рынки Восточной Европы и Латинской Америки — разворачивается торговля в Польше, Мексике, Португалии, Люксембурге, Аргентине, Венгрии. С 2000 года появляется всемирная сеть «Ашан-холдинг», которая включает в себя свыше тысячи магазинов. В августе 2002-го первый гипермаркет открывается и в России. К настоящему времени работает уже семь гипермаркетов в различных районах Москвы и Подмосковья. Открытие торговых центров за линией МКАД обеспечивает приток денежных средств в виде налогов, зарплат и прямых закупок у местных предприятий Московской области, которая так нуждается в средствах для развития. Все эти гипермаркеты объединяет одно: покупателям предлагаются высококачественные товары российского производства по сниженным ценам.