В последние несколько лет реализовано множество проектов, связанных с внедрением решений IP‑телефонии. И за это время уже успел накопиться целый ряд своего рода предрассудков. К примеру, такой проект обычно представляется сложным, проведение которого своими силами невозможно и требует обращения к услугам компании-интегратора. Также существует мнение, что использование IP-телефонии – удел торговых, логистических, дистрибьюторских и подобных компаний. Одним словом, любых, кроме производственных.

Однако эти точки зрения ошибочны. Да, в силу целого ряда вполне объективных причин таких проектов меньше, но они есть. Проект, второй этап которого завершился в ноябре 2009 г. в Научно-производственной компании «Ярославский лако­красочный институт», показывает: и производственная компания вполне может перейти к использованию IP-телефонии, причем быстро, своими силами и с низким уровнем затрат.

Изначально ставилась задача создать внутреннюю систему коммуникаций. Положение, правда, осложнялось тем, что компания, несмотря на довольно скромные масштабы, является территориально распределенной: кроме центральной площадки, существуют еще две производственные, причем расположены они в разных концах города. Поэтому использование традиционных УАТС не позволяло сформировать полноценную коммуникационную систему в масштабах всего предприятия.

Выбор решения

Остановились на использовании программного решения. Выбор конкретной системы был довольно длительным, и этот процесс занял несколько месяцев. Вот что рассказал об этом Виктор Барабаш, заместитель начальника АСУП «НПК ЯрЛИ»: «В первую очередь мы попробовали решение с открытым кодом Asterisk. Однако нас совершенно не устраивало, что оно работает только под Unix-подобными системами, причем физическими. Мы пытались запускать эту систему на виртуальных машинах, но добиться ее работоспособности так и не смогли. А устраивать «зоопарк» не хотелось. К тому же такое решение требовало не только привлечения специалиста по какой‑либо из таких систем, но и долгого «допиливания» системы под свои нужды. Были также попытки использовать системы других производителей, в частности, московской компании «Альтернативные технологии». Одно время даже казалось, что мы на нем и остановимся. Но вот, совершенно случайно, нам на глаза попалось решение 3CX Phone System. И мы выбрали именно его. Тому было несколько причин. Первое — это, конечно же, интерфейс на русском языке и наличие полного качественного перевода документации. Второе — простота установки и управления, теперь у нас есть возможность поддерживать систему связи без привлечения сторонних специалистов. Третье — постоянное развитие данной системы и ее широкие возможности. Ну и, конечно, сэкономили на обучении. Кроме того, 3CX Phone System является коммерческой системой, причем широко распространенной по всему миру».

Особенности проекта

Все работы по данному проекту сотрудники ИТ‑службы Ярославского лакокрасочного института делали самостоятельно, причем никаких сложностей и нештатных ситуаций не возникло. Вот что рассказал об этом Виктор Барабаш: «Проводил работы лично сам практически в одиночку. Что касается поставок оборудования, очень позитивным было сотрудничество с ярославским региональным представительством компании «Д-Линк Раша», что позволило избежать многих затрат. Также хотелось бы поблагодарить компанию ICE PARTNERS, российского дистрибьютора 3CX. Ее сотрудники оказали нам большую помощь в настройке систем».

Ядро системы установлено на сервере, который приобретался под совсем другую задачу. Хотя этот сервер, работающий под управлением Microsoft Windows Server 2003, довольно скромной конфигурации, помимо ПО 3CX Phone System Pro Edition, он занят решением и ряда других задач. Узлы на удаленных площадках, где используется система 3CX Phone System Small Business Edition, работают на обычных настольных ПК компании Arbyte в типовой «офисной» конфигурации.

Одной из особенностью данного проекта стало то, что почти 70% сотрудников продолжают использовать аналоговые телефоны. Это, как отметил Виктор Барабаш, связано с более высокой живучестью аналоговых по сравнению с IP-телефонами, особенно в жестких условиях лакокрасочного производства. Учитывая высокую цену IP-телефонов и необходимость развертывания соответствующей инфраструктуры, расширять это внедрение сочли нецелесообразным. Хотя офисный персонал и руководство пользуются IP-телефонами.

Для подключения к IP‑сети аналоговых аппаратов используются голосовые шлюзы компании D-Link DVG-2016 и DVG-7032. Применяется оборудование компаний Linksys 3102, а также VoIP-телефоны различных марок: D-link, Linksys, Grandstream, Yealink. Голосовые шлюзы естественным образом заменили устаревшие аналоговые АТС. Это решение, как особо подчеркнул Виктор Барабаш, позволило обойтись уже имеющейся кабельной сетью, что дало возможность существенно снизить материальные и временные затраты на реализацию проекта.

Итоги и перспективы

Сейчас телефонная сеть предприятия насчитывает более 250 абонентов, включая центральный узел и два удаленных. Важно, что вся эта система представляет собой единое целое, что невозможно при использовании традиционных аналоговых решений. Это и было главной задачей проекта. Кроме того, удалось добиться использования коротких номеров для внутренней связи. Успешно построена система конференц‑связи, что упростило проведение селекторных совещаний. При реализации любых проектов, связанных с внедрением решений IP-телефонии, один из наиболее распространенных мотивов — снижение затрат на междугородную и международную связь. Иногда именно его называют главной причиной старта соответствующего проекта. В Ярославском лакокрасочном институте это тоже имело место. Хотя данная задача в ходе проекта не ставилась, по крайней мере в качестве основной. Как рассказал Виктор Барабаш, после того как созданная в ходе проекта система была запущена в реальную эксплуатацию, прежде всего приступили к автоматическому переводу всех таких звонков на IP-линии. Точно так же сделали и с факсимильной связью.

Важным итогом проекта стало и существенное сокращение городских телефонных линий, что позволяет снизить платежи операторам связи. «На каждой из производственных площадок до начала работ по проекту было по 10 городских телефонных линий, теперь осталось по две. В головном офисе, где работы еще полностью не закончены, вместо 90 линий должно остаться не более 25», — говорит Виктор Барабаш.

В перспективе также планируется интеграция с учетной системой «1С: Предприятие». Однако, как отметил Виктор Барабаш, это потребует внесения существенных изменений в учетную систему и является делом довольно отдаленного будущего, тем более что окончание проекта по внедрению полномасштабной КИС намечено на 2011 г. Причем возможности для дальнейшего масштабирования далеко не исчерпаны — как и подключение новых сервисов, когда в них возникнет необходимость.