Теперь давайте взглянем на меры, которые проводят компании в связи с кризисом, с другой стороны. На диаграмме 2 показаны ответы ИТ-директоров на вопрос: «Какие меры вы считаете наиболее адекватными в условиях кризиса?». Мы намеренно поставили в один ряд совершенно разные организационные направления. Причем, постановка вопроса предполагала, что это не только некая программа действий на 2009 год, но и то, что происходит прямо сейчас.

Остановка текущих ИТ-проектов

Лидирует временная приостановка некоторых текущих ИТ-проектов. Это совершенно ожидаемо — инновационная составляющая ИТ-бюджетов российских компаний весьма велика и здесь есть за счет чего сокращать ИТ-бюджеты.

Основные выводы

1. Отрицательный момент — 50% компаний приостановили либо планируют приостановить некоторые идущие ИТ-проекты. И это вполне соотносится с прогнозом о падении ИТ-бюджетов в среднем на 25—30%. Наибольшее активно приостанавливают ИТ-проекты компании, выбравшие тактику комплексного сокращения.
2. Положительный момент — 50% ИТ-директоров намерены сохранить свои ИТ-проекты. За вычетом проектов, которые очень близки к продуктиву и которые логичнее все‑таки завершить, это говорит о вере ИТ-директоров в эффективность и нужность ИТ-проектов для компании в этих тяжелых условиях.

Лидерство временной приостановки проектов можно рассматривать двояко. С одной стороны ситуация нерадостная — половина всех ИТ-директоров уже сдались и не будут отстаивать все свои текущие проекты. И это вполне соотносится с прогнозом о падении ИТ-бюджетов в среднем на 25—30%.

Интересно, что опрос CIO.com (243 респондента) показал практически такой же результат: 49% ИТ-директоров мировых компаний заявили, что уже затормозили часть текущих ИТ-проектов. А ещё 23% сказали что собираются это сделать. То есть в сумме почти две трети компаний, что несколько больше, чем в России.

Но с другой стороны, это же и явный повод для оптимизма. Количество предприятий, заявивших о приостановке ИТ-проектов, совсем не 100% — такую меру, как временная приостановка (а не полное закрытие) некоторых (не всех!) ИТ-проектов для себя выбрали только 50% респондентов. Хотя в ответе на этот вопрос никаких ограничений по количеству ответов мы не ставили, можно было отмечать хоть все пункты. Значит, только половина компаний приостанавливает часть ИТ-проектов, остальные надеются довести их до конца, и это весьма оптимистичный показатель.

На наш взгляд, это вполне можно рассматривать как отражение реальной значимости и эффективности использования ИТ. Ведь кризис — это весьма суровая проверка того, насколько действительно важны инвестиции в ИТ. Конечно, отчасти это те проекты, которые близки к завершению и которые логичнее довести, чем остановить. Но ведь таких не может быть очень много, кроме того, нам известны случаи остановки ИТ-проектов, с датой запуска в конце декабря.

Заметим, что речь идет об эффективности именно в текущих финансовых условиях, то есть более-менее эффективными могли быть все ИТ-проекты, но сейчас они свою эффективность потеряли. Если 50% ИТ-директоров сказали о том, что вели не совсем эффективные ИТ-проекты, то надо полагать, что 50% ИТ-директоров уверены в эффективности своих проектов. И это весьма оптимистичный показатель, могло быть и хуже, учитывая высокую стоимость ИТ и невозможность прямой оценки возврата на инвестиции в большинстве случаев. Заметим, правда, что это ситуация на 10 ноября, с тех пор углубление кризиса наверняка уменьшило этот показатель.

На диаграмме 2-1 мы видим, как распределяются ответы в зависимости от тактики поведения компании в кризисе. То, что наиболее активно сокращают ИТ-проекты компании, вынужденные прибегнуть к тактике комплексного сокращения понятно. Но заметьте, даже в этом случае лишь 65% таких компаний завили о приостановке части ИТ-поекетов, а остальные намерены довести их до завершения.

Инновационные ИТ-решения

Более того, вера в значимость и важность инвестиций в ИТ не только не умерла совсем, а находится на весьма высоком уровне. Об этом свидетельствует то, что 41% респондентов заявили о поиске инновационных ИТ-решений, способных дать конкурентное преимущество в условиях кризиса. То есть фактически о намерении запустить новые ИТ-проекты. Заметьте: речь идет не о стандартных направлениях автоматизации, на которые, как правило, обращали внимание ведущие поставщики приложений, а именно об инновационых и, как правило, небольших системах для узких задач. По сути — о небольшом лоскутике в информационной системе, иглоукалывании, которое, тем не менее способно дать большой эффект.

Причем важность подобных решений в условиях кризиса выросла для всех компаний (диаграмма 2-1). Заметьте, об этом заявили не только 50% компаний, которые вынуждены развиваться без капитальных вложений, но и почти 40% компаний, которые не останавливают своего развития. Значит и в этом случае такие решения необходимы. Это немного похоже, на ожидание «волшебной палочки», но, на наш взгляд, так трактовать неправильно. Скорее 41% ответов являются показателем веры в то, что помимо стандартных направлений автоматизации у ИТ есть потенциал, на который раньше не обращали внимания, есть решения, до которых не доходили руки. И это тоже показатель веры в эффективность инвестиций в ИТ, пусть и не в ключе традиционных направлений развития.

Снижение стоимости систем и услуг

Основные выводы

1. Лишь 25-30% опрошенных собираются активно снижать стоимость ИТ-решений и требовать скидок. На наш взгляд, это неоправданная нерешительность.
2. Возможности для снижения цен у поставщиков ПО и услуг есть — бум в области ИТ и перегрев рынка позволяли поставщикам ПО и услуг существенно завышать цены по сравнению с реальной себестоимостью работы внедренческих команд.

В то, что можно снизить затраты на ИТ‑системы в стандартных направлениях автоматизации (например, установить более дешевую систему поддержки контура финансов), ИТ-директора верят мало: лишь 25% опрошенных решили поискать более дешевое решение. Хотя в области компаний, которые вынуждены прибегнуть к тактике комплексного сокращения этот показатель увеличивается до 37%. То есть когда нужда заставить, то искать дешевые ИТ‑системы в стандартных направлениях автоматизации все‑таки приходится.

И только треть респондентов сказали, что они собираются проанализировать рынок с целью получения скидок от поставщиков. И хотя в компаниях, выбравших тактику качественного сокращения бизнеса этот показатель в полтора раз выше, чем у других (объяснить это мы затрудняемся), все равно количество ИТ-директоров, собирающихся «давить» на поставщиков с целью получения скидок очень небольшое — далеко не 90%. И все это при том, что, как мы видели выше, многие ИТ-проекты не останавливаются.

Почему же ИТ-директора так нерешительны, почему не используют резервы снижения стоимости лицензий и оборудования, чтобы спасти ИТ-проекты? Объясняться это, на наш взгляд, может двумя причинами. Первая: у ИТ-директоров слабо ощущение взаимозависимости различных рынков. Да, падение цен на одном участке рынка не означает автоматического падения на другом, но если мы говорим, что кризис имеет системный характер, значит, есть все основания полагать, что снижение цен будет идти очень по многим направлениям. И вторая причина: нет понимания, на какой марже работали поставщики приложений и насколько они могут снизить свои цены. Они полагают, что во время переговоров уже выбили значительные скидки и на большее поставщики не пойдут.

Так же нерешительно ИТ-директора ведут себя с поставщиками ИТ-услуг. Всего лишь треть опрошенных сказали о стремлении минимизировать политику выплат за ИТ-услуги. Тогда как по данным опроса CIO.com 45% ИТ-директоров мировых компаний уже урезали затраты на консультантов. И хотя здесь снова неясно, о чем идет речь — об объеме услуг или об их стоимости, — опять видна заметная нерешительность российских ИТ-директоров.

На наш взгляд, нерешительность ИТ-директоров в области снижения цен и скидок не имеет под собой объективных причин. О необходимости взаимных уступок в кризисное время хорошо высказался CIO «Северстали» Евгений Чаркин в интервью в номере 20/2009:

    «Мы призываем подрядчиков и поставщиков проявлять максимальную гибкость и действовать проактивно. Мне кажется, если конъюнктура цен на металл складывается не лучшим образом, то и ценовая политика наших подрядчиков должна быть скорректирована. В рыночной экономике не бывает, чтобы плачевная ситуация у заказчика совершенно не отражалась на подрядчике. Потери должны равномерно распределяться по всем участникам рынка, и подрядчики должны стать гибче, искать варианты партнерства. Мы безусловно понимаем всю тяжесть сегодняшнего положения поставщиков ИТ-услуг, но и от них, и от поставщиков оборудования и ПО мы ждем снижения цен на фоне общего спада производства. Это логично».

Действительно, представьте, как будет выглядеть поставщик ИТ-решения по‑прежнему требующий цену, которая была установлена в «хорошие» времена и отражает высокий бурно растущий спрос. Тут и выяснится реальная цена красивых слов о понимании нужд заказчика, внимании к нему и стремлении к долгосрочному сотрудничеству, которые мы слышали в избытке.

    «Еще раз призываю не разбегаться, а договариваться, помня о том, что так или иначе экономика циклична, а кризисы заканчиваются, — говорит Евгений Чаркин. — Когда нынешний кризис пройдёт, компании-поставщики выйдут из него с теми клиентами, которых сумеют сохранить. Я считаю, что в условиях кризиса проверяются и укрепляются долгосрочные отношения с подрядчиками. Мы к этому стремимся».

Другой вопрос, насколько поставщики ИТ-решений могут снизить цены? Поставщики приложений — весьма немало. По одной из программ компания SAP снизила стоимость внедрения на целых 45% (правда, вместе с услугами). Другой пример — ИТ-директор одной из компаний рассказывал мне о «антикризисном» предложении на покупку ПО со скидкой 85%! Значит, такая возможность в принципе есть! Ведь не может же, например, производитель автомобилей снизить стоимость своей продукции наполовину — его маржа просто не позволит этого сделать. Очень хорошо об этом сказал генеральный директор «ЛЕНПОЛИГРАФМАШа» Кирилл Соловейчик в интервью в № 19/2008:

    «Да, цены в принципе должны падать. Но, исходя только из общего кризисного состояния экономики нельзя сделать вывод, что стоимость ПО и внедрения обязательно упадёт… Действительная причина ценового падения в том, что на ИТ-рынке очень завышена стоимость консультантов и лицензий на ПО. Это серьезная проблема, кстати, не только российская. Бум в области ИТ и перегрев рынка позволяли поставщикам услуг существенно завышать цены по сравнению с реальной себестоимостью работы внедренческих команд.… Аналогично обстоят дела и в области разработки ПО. На разработку своей информационной системы «КАСКАД» я потратил несколько человеко-лет (при этом к её внедрению приступил уже через полгода после начала проекта). И при стоимости хорошего программиста около 20 тыс. долларов в год затраты на разработку грубо можно оценить менее чем в 100 тысяч. У меня сейчас установлено более двухсот рабочих мест. Причём «КАСКАД» — это полноценная система управления машиностроительным предприятием с охватом функционала от управления конструкторскими данными и детального производственного учета до бюджетирования и аналитики (мы писали об этой системе в № 15/2005 и 19/2007). И сравните это со стоимостью лицензий от 1 до 3 тысяч долларов за одно рабочее место для систем с гораздо меньшей функциональностью и большей степенью тиражности. Сразу становится понятно: цены на лицензии бизнес-приложений также существенно завышены по сравнению с реальной себестоимостью такой разработки».

И в условиях кризиса эта маржа никак не может остаться на том же уровне. Однако, это в гораздо меньшей мере относится к поставщикам ИТ-оборудования. Здесь уже трудно говорить о столь существенных скидках. Скорее здесь можно вести речь о кредитах и лизинговых схемах, о чем мы скажем чуть ниже.

В целом наши выводы подтверждают и данные опроса CIO.com. В соответствии с ними 46% ИТ-директоров заявили, что уже пересмотрели контракты с вендорами в сторону уменьшения. И хотя среднее уменьшение ИТ-бюджета у них согласно тому же исследованию составило 3%, они уже успели добиться уменьшения контрактов. Конечно, тут не ясно, идет ли речь об объемах продукции или о стоимости. Но вряд ли все это уменьшение достигнуто только за счет пересмотра потребляемых объемов ИТ-услуг. Это по меньшей мере означает, что пересматривать текущие контракты в сторону снижения — нормальная мировая практика, и ею надо пользоваться.

Сокращение персонала

Основные выводы:

1. Сокращение затрат за счет ИТ‑сотрудников пойдёт в последнюю очередь. И это, безусловно, важный позитивный момент.
2. В наибольшей степени вынуждены сокращать ИТ‑со­трудников компании, выбравшие тактику комплексного сокращения.
3. Добавим, что почти половина респондентов считает, что кризис — это удобное время для наведения порядка в ИТ-отделе. А значит, есть немалая уверенность, что здесь скрыт резерв снижения затрат, это эффективно и недорого. Но при этом, речь идет именно о методической работе, а не о сокращении сотрудников.

Как мы видим на диаграмме 2, очень мало (только 15% респондентов) заявили о сокращении затрат на ИТ‑сотрудников (в нашем опросе мы не разделяли сокращение штата и уменьшение зарплат). Заметьте, что в компаниях, вынужденных вести комплексное сокращение доля сокращений ИТ-персонала почти в 2 раза выше, чем в остальных. Это понятно — они вынуждены задействовать все резервы сокращений и пусть и в последнюю очередь, но дело все‑таки доходит до ИТ-персонала.

Но в целом 15% — это, на наш взгляд, очень хороший показатель. Значит, ИТ‑сотрудники реально, а не на словах являются главным ресурсом и главной ценностью ИТ‑департаментов компаний. Возможно играет роль и то, что хороших сотрудников подбирали долго, с трудом, еще совсем недавно их катастрофически не хватало.

Заметим, что в мире отношение к ИТ‑сотрудникам не такое бережное. По данным опроса CIO.com 18% ИТ-директоров указали, что затраты на сотрудников их департамента упадут в ближайшие месяцы, а 23% решили сократить штат. То есть западные коллеги более резки в вопросах сокращения штата и зарплат. Кстати, как заметил один из участников обсуждения результатов исследования на заседании «Без галстуков» SPb CIO Club, такие высокие показатели снижения затрат на собственных сотрудников очень плохо выглядит на фоне того, что только лишь 45% западных ИТ-менеджеров урезали затраты на консультантов. Отношение же российских ИТ-директоров к своему персоналу нам кажется не только более человечным и честным, но и верным тактически: с окончанием кризиса снова встанет вопрос нехватки квалифицированных кадров.