Рассуждая о сегодняшнем уровне развития автоматизации бизнеса, мы связываем его с несколькими вещами. Прежде всего речь идет о совершенствовании самих технологий. Также (не в последнюю очередь благодаря все тем же технологиям) мы говорим о глобализации ИТ-сервисов, что по сути является самостоятельной характеристикой сегодняшней ИТ-среды. И наконец, почти всегда нам приходится иметь в виду клиенториентированность бизнеса, подразумевая, что данная характеристика в значительной мере достигается за счет ИТ.

Если из всех ИТ-предложений выделить коммерческие ЦОДы, то акцент здесь традиционно делался на технологической составляющей. О том, какого технического совершенства сегодня достигла инженерная инфраструктура ЦОДов, какое разнообразие таит в себе архитектура серверов и систем хранения датацентров и какую гибкость способны предоставить технологии виртуализации, не раз писал и наш журнал.

Мероприятие, организованное компанией Aiber Networks в финском городе Тампере, в целом было призвано продемонстрировать не столько технологическое совершенство современных датацентров (хотя и такого рода характеристики были на нём представлены), сколько подчеркнуть приверженность рынка коммерческих ЦОДов двум другим ключевым целям — глобальности бизнеса и клиенториентированности.

Небольшая конференция собрала в основном представителей европейских государств без какого-либо явного акцента на тот или иной локальный рынок. И уже одно это косвенно свидетельствовало о том, что современный рынок корпоративных вычислений по своей сути глобален. Если же он и имеет границы, то не политические, а обусловленные соображениями региональной экспансии конкретного бизнеса.

Aiber Networks входит в группу компаний ETIX Networks — провайдера услуг, разворачиваемых на базе двадцати четырех датацентров, которые расположены в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке. Подобные схемы работы для серьезной компании такого профиля в целом не уникальны. Глобальность услуг часто подразумевается по умолчанию, и разговор в этом случае переходит в пространство технических характеристик, к важнейшим из которых относится время отклика разворачиваемых в ЦОДе систем на обращение к ним из различных регионов мира. В большинстве случаев за референсные точки доступа принято брать ключевые города мира. Что касается ЦОДов Aiber Networks, находящихся на территории Финляндии, то время отклика их систем для Москвы и Санкт-Петербурга составляет соответственно 5 и 12 мс, и это вполне сравнимо с задержками большинства локальных сетей.

В качестве еще одного распространенного и практически важного технического параметра глобальной вычислительной среды, косвенно характеризующего услуги провайдеров датацентров, назовём время доступа располагаемых в ЦОДе систем к наиболее популярным мировым облачным сервисам, будь то Google, Amazon, Facebook или Yandex. В рассматриваемой нами ситуации оно составляет от 1 до 5 мс.

Несмотря на все стремления глобального провайдера услуг ЦОДа обеспечить инвариантность сервисов относительно географического положения своих клиентов, локализация центрального офиса, а вместе с этим основных мощностей и интеллектуальных ресурсов компании в тех или иных политических границах по-прежнему имеет значение. В данном случае основными для клиентов становятся характеристики, связанные с политической ситуацией в стране, зрелостью ее законодательства и уровнем квалификации работающего населения. Тут надо сказать, что предложения услуг коммерческих ЦОДов со стороны государств прибалтийского региона в России появлялись и раньше, и некий имидж стабильных партнеров они уже успели создать. Полезно отметить и то, что к «борьбе» с субъективными опасениями клиентов, стремящихся иметь у себя «под боком» арендуемые ресурсы датацентров, уже вовсю подключились и наши отечественные провайдеры. Даже если речь идет о столичных заказчиках, им куда выгоднее строить датацентры в регионах и оказывать столь же высококачественные услуги оттуда. И всячески доказывая успешность подобной схемы, они так или иначе продвигают идею глобального рынка ЦОД-услуг.

Что касается клиенториентированности применительно к работе операторов ЦОДов, то об этом говорят чаще, и здесь прежде всего имеется в виду развитость известной модели параметров SLA, в данном контексте гарантирующих быстродействие, надежность и конечно же комфортность предоставления заказчикам своих услуг. В связи с этим в рекламе сервисов зарубежных провайдеров почти всегда делается акцент на русскоязычную поддержку, и предложения Aiber Networks в этом смысле не исключение.

Безусловно, одной из основных характеристик клиенториентированности сейчас является программный интерфейс (за которым стоит гибкость самих сервисов ЦОДа), позволяющий заказчику инициировать удаленную работу ИТ-систем, управлять их конфигурацией и в режиме реального времени получать информацию о стоимости заказываемых услуг.

В ряде случаев о клиенториентированности провайдера можно судить по списку его заказчиков, и некоторые специалисты советуют обращать внимание не только на известность имен, но и на разнообразие их отраслевой принадлежности. Запросы и реальные профили использования ИТ-ресурсов телеком-индустрии несколько отличаются от таковых в финансовой отрасли, от требований предприятий промышленности или государственных структур, а все они в совокупности существенно иные по сравнению с потребностями разработчика ПО. В этом смысле у группы компаний ETIX имеются заказчики из всех перечисленных и некоторых других отраслей.

Тема передовых технологий ЦОДостроения всегда требует отдельного разговора, она не раз затрагивалась и в нашем издании. Скажем лишь, что большая часть провайдеров Aiber Network пропагандирует глобальное гибридное облако как доминирующую форму ИТ-поддержки бизнеса в перспективе. Безусловно, сам этот тезис выражается не в технических терминах, но реализовать его невозможно без глубокой виртуализации мощностей датацентров, без комплексных услуг и интеграции соответствующих ресурсов с ИТ-инфраструктурой и ИТ-системами заказчиков, равно как и без глобализации и клиенториентированности провайдеров, о которой мы говорили.

Из технических особенностей датацентров Aiber Networks, находящихся в Тампере, отметим лишь одну. О подобных решениях говорят не так часто, и, возможно, они не являются ключевыми для заказчика, но все же могут представлять неформальный интерес.

Оба принадлежащих Aiber Networks ЦОДа, которые находятся в городе Тампере (они сертифицированы на уровни Tier 3 и Tier 4), расположены в подземных помещениях, и их входы фактически замурованы в скалы. Такое расположение в целом не уникально, оно применялось давно на американском рынке для снижения целого ряда рисков эксплуатации данных объектов. В нашем же случае сами подземные резервуары достались городу в середине прошлого века, когда создавались исключительно в военных целях. А сейчас власти Тампере ведут целенаправленную политику по мирному использованию этих сооружений. Там уже располагаются обширные автопарковки, оснащенные самым современным инженерным оборудованием и системами контроля. В перспективе туда может быть перенесена и часть городского автомобильного трафика. Все это так или иначе улучшает качество жизни населения, а значит, и укрепляется стабильность в регионе.