Существенных рыночных тенденций в области систем печати и копирования в России очень мало. Можно только сказать о замещении устройств начального уровня более высококлассными и о росте популярности МФУ. Вместе с тем на российском рынке очень плохо развиты всевозможные лизинговые программы и аутсорсинг услуг печати, но в нынешнем году ситуация может измениться. Алексей Голощапов из IDC резюмировал эти ожидания следующим образом: «Возрастёт интерес крупных компаний и организаций к новой, сравнительно мало распространенной в нашей стране услуге по предоставлению печатного оборудования с оплатой фактически напечатанных страниц и сделанных копий».

Статистика продаж в мире

По оценкам большинства экспертов, в 2006 году продажи принтеров, МФУ и копиров составили от 125 до 130 млн. устройств в количественном и порядка 70 млрд. долл. в денежном выражении. При этом количественные показатели демонстрировали небольшой рост, в то время как денежные оставались практически без изменений. Однако в разных регионах мира ситуация на этом рынке различалась. Так, например, в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка) объемы продаж в количественном выражении увеличились, по данным Gartner, на 13%. А вот в США отмечен некоторый спад, что связывают с ростом популярности сервисов печати, особенно фотографий.

Тем не менее в целом тенденции на обоих берегах Атлантики схожи. Это прежде всего активное замещение монохромных устройств полноцветными. В регионе EMEA продажи цветных устройств печати почти удвоились. В США темпы роста были несколько ниже, но и тут они измерялись десятками процентов.

В мире наиболее активны HP, Epson, Canon и Brother. В США в пятерку лидеров попала также Dell, а в регионе EMEA — Lexmark. Лидером же рынка как в Старом, так и в Новом Свете является HP. По обе стороны океана ее доля превышает 40% (рис. 1), а в США вплотную приближается к 50%, по объему же продаж струйных устройств и вовсе превышает половину рынка. Наиболее высокие темпы роста продаж продемонстрировала продукция Brother — в регионе EMEA рост превысил 40%. Dell удалось сохранить свое место в американской пятерке несмотря на то, что эта компания очень серьезно сократила продажи своих струйных устройств — на 51%. Но за счет лазерных принтеров и МФУ, в том числе цветных, отставание удалось наверстать. В регионе EMEA несколько снизила продажи компания Epson.

Статистика продаж в России

Итоги 2006 года на российском рынке средств печати и копирования были несколько неоднозначными. С одной стороны, продажи сокращались в количественном выражении. По данным IDC, сокращение реализации принтеров, копиров и МФУ составило 3% (всего было продано 4,4 млн. устройств). Но при этом в денежном выражении рынок вырос на 7,5%, достигнув 1,2 млрд. долл. По оценке IDC, рынок тянули вниз принтеры, продажи которых упали на 16% в количественном и на 6% в денежном выражении. Зато реализация МФУ и копиров в количественном выражении увеличилась почти на треть.

По мнению IT Research, ситуация, когда рынок падал в количественных показателях и рос в денежных, отмечалась только в сегменте принтеров (продажи упали на 5%), зато в денежном отношении рынок вырос, хотя и незначительно. Продажи МФУ, по версии IT Research, увеличились в полтора раза, достигнув 1,6 млн. штук, прирост же в денежном отношении был несколько скромнее, 40%. Некоторые эксперты отмечают, что падение рынка связано не со снижением спроса, а с действиями российских таможенных органов. Такую точку зрения, в частности, высказал в интервью газете CRN/RE Сергей Кантаржи, директор департамента информационных систем московского представительства Sharp.

Наиболее сильны в России позиции таких производителей, как Canon, Epson, HP, Samsung и Xerox (рис. 2 и 3). При этом Samsung и Xerox проявляют более высокую активность в сегменте лазерных устройств, а Epson — струйных. Однако в обоих массовых сегментах безоговорочным лидером является HP. Исключение составляет только сегмент лазерных МФУ, где активнее Samsung и Canon. Монополистом на рынке матричных устройств является Epson, которой принадлежит 90% данного сегмента. А рынок факс-машин поделили Panasonic и Brother.

От начального уровня к более дорогим

В России основной тенденцией, на которую указывают и IDC, и IT Research, является замещение устройств начального уровня более высококлассными и дорогими. В IDC особо подчеркивают, что для покупателя важнее становится не конечная цена оборудования, а качество вывода и снижение стоимости копии. Те же процессы идут во всей Восточной Европе, что свидетельствует, по мнению IDC, об окончании первой фазы формирования рынка. В результате, по оценке IDC и IT Research, наиболее сильно упали продажи струйных (на 18%, IT Research) и матричных (на 15% по данным IT Research и на 13% по оценке IDC) принтеров.

Подтверждает общую тенденцию и сохранившаяся популярность лазерных принтеров и МФУ. Новым явлением в 2006 году стал значительный рост интереса российских предприятий и организаций к линейно-матричным принтерам, показатели продаж которых удвоились.

А вот тенденция к переходу на цветную лазерную печать, которая превалирует во всем мире, у нас выражена в несколько меньшей степени. Темпы роста продаж хоть и опережали среднерыночные, но существенно замедлились по сравнению с периодом 2003—2005, когда количественные показатели каждый год как минимум удваивались. Это аналитики связывают с опасением роста расходов на печать. Хотя подобного рода явление в не меньшей степени вызвано также определенным разочарованием в качестве вывода полноцветных лазерных и светодиодных устройств, особенно при печати фотореалистичной графики.

МФУ в фаворе

Еще одной важной российской тенденцией является смещение спроса в сторону многофункциональных устройств. Причем процесс уже второй год подряд находится в той фазе, когда на рынке становится тесно. Особенно ярко это проявляется в сегменте струйных устройств, где продажи принтеров упали наиболее сильно, в то время как реализация МФУ продолжала расти. Разногласия между разными агентствами выражаются только в количественных показателях, но не в оценке самой тенденции.

Однако ситуация может измениться. Полноцветные лазерные МФУ стали массовыми устройствами еще в 2005-м. В 2006-м в этом сегменте предложение весьма активно расширялось. Во второй половине года, по данным журнала «Бестселлеры IT-рынка», предлагалось 55 различных моделей, из которых 31 составляли новинки. В результате данный сегмент по массовости моделей уступал только персональным монохромным устройствам. Правда, есть еще «болезни роста». Так, крайне мало предложение МФУ формата А4 для малых и средних рабочих групп, зато устройств формата А3 уже довольно много, хотя, как отмечают аналитики IT Research, широкоформатное копирование востребовано российскими потребителями весьма слабо. Среди систем начального уровня до сих пор доминируют четырехпроходные устройства, хотя в сегменте принтеров однопроходные аппараты активно вытесняют менее быстродействующие.

Сканеры, факсы, копиры

В роли «пострадавших» от МФУ оказываются не только принтеры, но и другие смежные сегменты, в частности сканеры. Их продажи, как и популярность принтеров, уже второй год снижается. Поставки в количественном выражении снизились на 8%, а в денежном — на 6%. Несколько иная ситуация с факсами и копирами, которые, не исчезая, просто трансформируются в специализированные варианты МФУ. Особенно быстро этот процесс идет на рынке копиров. В результате, по оценке журнала «Бестселлеры IT-рынка», уже в этом году аналоговые копиры полностью исчезнут из продажи, по крайней мере в Москве. Хотя в 2006-м они составляли почти половину всего рынка, их доля в денежном выражении была лишь 15%. Интересно отметить, что IDC в 2004 году сделала прогноз, что это произойдет не позже 2008-го, и он уже, можно сказать, сбылся.

С факсами ситуация несколько иная. Пока на рынке, как отмечает IT Research, преобладают аналоговые аппараты, использующие термобумагу или термоперенос. По всей видимости, это связано с низкой конечной стоимостью таких устройств, низкими эксплуатационными расходами и, что тоже немаловажно, с простотой в обращении и компактностью. Улучшение качества печати и расширенная функциональность пока остаются существенно менее востребованными, особенно для индивидуальных пользователей и сферы малого бизнеса. Вместе с тем, как полагает журнал «Бестселлеры IT-рынка», крупные компании все же предпочитают пользоваться лазерными факсами, которые фактически представляют собой МФУ, их отличает только использование протяжного сканирующего модуля.