Не нужно много говорить о том, насколько важно обеспечить резервирование мощностей в условиях высокой цены простоя. Особенно если речь идет об одной из крупнейших в мире авиакомпаний, каковой является «Аэрофлот». Не так давно в «Аэрофлоте» был завершен проект по созданию резервного ЦОДа. Интересно, что в нём было использовано не слишком часто применяемое, по крайней мере в России, решение. Это и стало предметом нашего разговора с заместителем генерального директора «Аэрофлота» по информационным технологиям Кириллом Богдановым.

Intelligent Enterprise: Насколько назрела необходимость создания резервного ЦОДа? Что мешало построить его раньше? Как решались задачи поддержания непрерывности работы оборудования и ПО?

Кирилл Богданов: Начну с того, что в целом наша отрасль не является уникальной с точки зрения требований к построению ИТ-инфраструктуры, но свои особенности имеются. Это и отраслевая специфика, и своеобразие конкретно нашей компании.

Основная наша задача — бесперебойное снабжение всеми необходимыми ИТ-сервисами как подразделений, обеспечивающих непосредственно производство полетов, так и бизнес-подразделений компании. Это накладывает на ИТ-инфраструктуру особые требования по надежности и отказоустойчивости.

Существенное влияние на подход к построению ИТ-инфраструктуры оказывает тот факт, что у компании имеется большое количество территориально разнесенных офисов продаж, филиалов и представительств, для которых необходимо обеспечить постоянный доступ к ИТ-системам.

Исходя из этого в 2009 году мы построили классический ЦОД на базе нашего офисного комплекса в деревне Мелкисарово, а в начале 2012-го приняли решение о создании собственного резервного ЦОДа.

До настоящего времени в качестве резервного ЦОДа мы использовали небольшую арендуемую площадку в Москве емкостью на десять стоек. Но с увеличением объемов авиаперевозок и внедрением в компании новых высококритичных ИТ сервисов возникла необходимость в организации полноценного резервного ЦОДа.

Почему были отвергнуты разные варианты аутсорсинга, пусть даже как временное решение? Как проводились расчеты и что стало основным аргументом против?

При планировании новой площадки мы постарались учесть опыт эксплуатации текущего резервного ЦОДа — это касалось выбора территориального расположения, возможности масштабирования, использования аутсорсинга при сопровождении элементов.

В итоге наши специалисты детально проанализировали два варианта построения ЦОДа. Во-первых, они рассмотрели вариант аренды необходимого нам количества стоек в коммерческом ЦОДе с возможностью его последующего увеличения.

Проанализировав основные предложения на данном рынке, мы подвели итог. Оказалось, что ни одна из крупных площадок на тот момент не была представлена в регионе аэропорта Шереметьево, равно как ни одна из них не гарантировала возможности оперативного увеличения количества стоек в дальнейшем. Никто из поставщиков не брал на себя какую-либо существенную ответственность за простой площадки. Никто не предлагал четких и ясных решений по соблюдению требований законодательства о защите персональных данных при размещении ИТ-сервисов по обработке информации. При этом совокупная стоимость аренды необходимой нам инженерной инфраструктуры, включая дополнительные услуги, через три года превышала совокупную стоимость владения собственным ЦОДом, в которую входили капитальные затраты на его реализацию и эксплуатацию за тот же период.

Вторым был рассмотрен вариант развертывания ЦОДа в собственном здании. На первый взгляд по своим основным характеристикам здание подходило под развертывание резервной площадки, но проведя более детальный аудит, мы пришли к выводу, что для этого необходима существенная реконструкция объекта: усиление несущих конструкций двух этажей, перепланировка, реконструкция кровли и т. д. Расчет показал высокую стоимость развертывания ЦОДа на этой площадке и существенное увеличение сроков реализации проекта, что для нас было неприемлемо.

Модульные ЦОДы — решение не слишком популярное в России. Почему было выбрано именно оно?

Мы обратились за помощью к компании HP, нашему многолетнему партнёру. Вместе со специалистами компании «Техносерв» они проанализировали все наши потребности и пожелания и предложили вариант модульного ЦОДа на нашей площадке в рамках требуемого бюджета и срока реализации. Причем в этом тандеме HP занималась активным оборудованием, а «Техносерв» предложил модульное решение со всей инженерной инфраструктурой, обеспечивающей работоспособность выбранного серверного оборудования Hewlett-Packard.

Безусловно, это решение заинтересовало нас, но отношение к модульной структуре вызывало некоторые сомнения. Дело в том, что у нас не было никакой информации о подобных реализованных проектах. Рассмотрев, однако, зарубежный опыт и опыт наших ИТ-коллег в России, мы выяснили, что решения эти уже успешно внедряются в ряде крупных компаний, таких как Linxdatacenter (действующий модульный центр обработки данных в Москве), «Вымпелком» (проектируемый ЦОД в Ярославле), Высшая школа экономики (модульный мобильный ЦОД) и т. д.

В результате после проработки основных вопросов и подготовки технического задания мы подписали договор на поставку и монтаж модульного ЦОДа в составе четырёх стандартных серверных блоков общей емкостью 56 стоек, четырёх инженерных блоков, одного складского, одного диспетчерского и одного блока гарантированного электроснабжения.

С учетом того, что элементы будущего ЦОДа поставлялись на площадку уже в собранном и укомплектованном виде, процесс монтажа, подведения необходимых коммуникаций и коммутации не вызвал каких-либо дополнительных сложностей и занял всего полгода.

На роль поставщика программно-аппаратного комплекса ЦОДа также выбрали компанию НР. Надо сказать, что благодаря программе НР по предоставлению услуг по лизингу проект был реализован в рекордные сроки. Выбранное нами консолидированное хранилище данных в резервном ЦОДе организовано с помощью дисковых массивов HP P9500 XP, разработанных под потребности заказчиков, для которых недопустим простой системы даже при проведении профилактических работ. Доступность систем XP P9500 с полным дублированием аппаратного обеспечения составляет не менее 99,9999%. Все компоненты можно заменять без остановки работы, операции по обновлению микрокода не требуют прекращения доступа к данным. Процессорные лезвия устанавливаются парами, и в случае остановки одного из них рабочая нагрузка переходит на второй.

На сегодняшний день на территории летного комплекса ОАО «Аэрофлот» в аэропорту Шереметьево успешно завершена пусконаладка нашего нового резервного ЦОДа модульного типа.

В завершение могу сказать, что с учетом временных требований, которые мы предъявляем к проекту на этапе выбора решения, а также при наличии собственных площадей и необходимых коммуникаций реализованный «Техносервом» и HP проект наглядно показал свою жизнеспособность наряду с классическими ЦОДами.

Всем ли подходят решения, аналогичные выбранному вами? Кому их рекомендовать можно, а кому они категорически не годятся?

Прежде всего модульные решения интересны компаниям, бизнес которых существенным образом связан с ИТ, — телекоммуникационным, транспортным, туристическим, банкам. Динамика их бизнеса часто требует оперативного расширения вычислительных мощностей, а точно предугадать ее в долгосрочном периоде довольно сложно. Строя стационарный ЦОД, вы обязаны просчитать потребности роста бизнеса на два-три года вперед, заложив избыточную инфраструктуру. Модульное решение позволяет решить проблему масштабирования ИТ-инфраструктуры в сжатые сроки.

Можно ли дать какие-­либо советы тем, кто смотрит в сторону модульных ЦОДов?

Практически все крупные вендоры сегодня идут по пути модульности, многие предлагают серверные блоки. Но, к сожалению, в этих решениях нет законченной полноценной инженерной составляющей ЦОДа — систем бесперебойного питания, пожарной безопасности, кондиционирования. Поэтому важно найти именно такой тандем производителя и интегратора, который выполнит комплексное решение под ключ. Бесспорно, нужно смотреть примеры реализации подобных проектов, чтобы убедиться в требуемом уровне функциональности решения. Оценивая эффективность модульного решения, обратите внимание, насколько оно отвечает российским реалиям: погодным условиям, перепадам напряжения, нормативным требованиям и рекомендациям по резервированию инженерных систем. Еще одна немаловажная проблема при проектировании ЦОДа — наличие свободных электрических мощностей. Не секрет, что получить эти мощности и оформить все разрешения совсем не просто. И здесь еще одна причина, почему «Аэрофлот» остановился на модульном решении. Такой ЦОД можно построить там, где есть свободные электрические мощности, не привязываясь к конкретному зданию. Начиная анализ возможных площадок для размещения резервного ЦОДа, мы нашли подходящее здание, но для того, чтобы запитать его, нужно было проложить трехкилометровую линию электропередач, что сопоставимо со стоимостью всего проекта.

Модульный же ЦОД мы построили рядом с существующей подстанцией на территории Шереметьева, что удобно и с точки зрения безопасности, и по оперативности обслуживания.

Есть ли у вас какие-нибудь наработки в общении с вендорами и интеграторами? Ведь не секрет, что интересы поставщиков далеко не всегда совпадают с требованиями заказчика.

Хотя российский ИТ-рынок достиг достаточной степени зрелости, все так же часто на пути крупных заказчиков встречаются подрядчики, которые хотят заниматься только поставкой оборудования, перекинув гарантийные обязательства на вендоров. Но даже имея в своем штате людей с серьезной технической компетенцией, такой компании, как «Аэрофлот», интересно работать с теми, кто в первую очередь гарантирует нам полный комплекс работ от проектирования архитектуры и расчета ROI до финального ввода в эксплуатацию и последующего сервисного обслуживания. Именно таких подрядчиков мы ценим, а их компетенция и профессионализм подтверждаются совмест­ными успешными проектами.

О компании

«Аэрофлот» — лидер воздушного транспорта России, член глобального авиационного альянса SkyTeam. Совокупная маршрутная сеть альянса насчитывает 1000 пунктов в 178 странах. В 2012 году «Аэрофлот» перевез 17,7 млн человек, а с учетом авиакомпаний Группы «Аэрофлот» — 27,5 млн. В 2013 году во второй раз стал обладателем престижной международной премии SkyTrax World Airline Awards в категории «Лучшая авиакомпания Восточной Европы». Располагает одним из самых молодых самолетных парков в Европе, который насчитывает 140 воздушных судов, базируется в Москве, в международном аэропорту Шереметьево. Первым из российских перевозчиков вошел в реестр операторов IOSA и постоянно подтверждает этот сертификат. Авиакомпания успешно прошла аудит безопасности наземного обслуживания ISAGO. Обладает единым сертификатом соответствия требованиям стандарта ISO 9001:2008. «Аэрофлот» — генеральный партнер XXII Олимпийских зимних и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в категории «Пассажирские авиаперевозки»