Объекты социально-культурного назначения многие компании рассматривают как серьезное обременение и всеми правдами и неправдами пытаются сбыть их кому-то. Однако появляются примеры того, когда такие непрофильные активы начинают использовать для разного рода полезных нужд, при этом развивая их в самых разных направлениях. Один из таких примеров — открытие кампуса корпоративного университета группы СИБУР на базе корпоративного центра оздоровления (КЦО) «СИБУР-Юг» в Анапе. О том, как шли работы по этому проекту, мы беседовали с генеральным директором КЦО «СИБУР-Юг» Одиссеем Карисаловым и директором по ИТ компании «СИБУР» Павлом Клепининым.

Intelligent Enterprise: Долго ли существует корпоративный центр оздоровления «СИБУРа»? Как пришла идея использовать его и в другом качестве?

Одиссей Карисалов: На этом месте давно существовал детский лагерь, холдинг «СИБУР» выкупил его еще в 1998 году. В 2007-м началась масштабная реконструкция, в ходе которой и был построен КЦО «СИБУР-Юг» в его нынешнем виде. Это новые современные жилые корпуса, спортивные сооружения: крытый спорткомплекс, освещаемая футбольная площадка, отвечающая стандартам FIFA, плавательные бассейны; киноконцертный зал, открытая эстрада с амфитеатром. В 2012-м реконструкция была завершена и КЦО открыт.

Основная масса отдыхающих посещает КЦО в высокий сезон, который совпадает с летними каникулами. Анапа — детский курорт, и КЦО ориентируется главным образом на организацию детского отдыха, принимая за лето четыре смены детей, а за санаторно-курортный сезон — четырнадцать смен отдыхающих, в каждую из которых его может посетить до 480 человек. В межсезонье заполняемость меньше, и соответственно у площадки есть потенциал в этом плане.

Идея раскрыть данный потенциал за счет проведения на побережье всевозможных корпоративных образовательных и развивающих программ, не связанных с досугом, родилась в том числе и ввиду этого. Создание учебного кампуса корпоративного университета «СИБУРа» — первый шаг в этом направлении.

ИТ-служба принимала активное участие в техническом оснащении кампуса, а насколько интенсивно сами специалисты по информационным технологиями «СИБУРа» теперь используют возможности корпоративного университета, в том числе и площадки в Анапе?

Павел Клепинин: Очень интенсивно. Уже на стадии формирования плана на следующий год мы определяем, каким ИТ-специалистам какие курсы будут нужны. И совместно с корпоративным университетом формируем учебные планы. В среднем из ИТ-подразделения обучение ежегодно проходит 50–60 человек. И это при том, что всего в нем чуть более сотни сотрудников.

На курсах изучаются актуальные на данный момент решения. Тут может быть два типа. Во-первых, массовые программы, где изучаются особенности нового оборудования, новых версий системного и прикладного ПО: операционных систем, гипервизоров виртуализации, СУБД, систем автоматизации бизнес-процессов, MES и т. д., — которые уже внедрены в компании или планируются ко внедрению на ближайшую перспективу. Естественно, в этих программах активно участвуют наши региональные подразделения.

И во-вторых, более специализированные курсы, где обучение проходит всего около десятка сотрудников. Как правило, их проводят внешние компании, естественно, с учетом специфики «СИБУРа» или даже отдельных подразделений группы. Это могут быть такие направления, как администрирование и обслуживание тех или иных систем, управление ИТ на базе лучших практик с использованием методологий ITIL/ITSM и CobiT. Обязательно подключаются эксперты и специалисты других подразделений, если предметом обучения является система, оперирующая данными из других систем, которые нам уже не подотчетны, например АСУ ТП или системы кадрового учета.

Помимо сугубо технических тренингов наши специалисты проходят обучение и по другим направлениям. Это могут быть курсы, ориентированные на выработку лидерских навыков. Или курсы обучения таким дисциплинам, как тайм-менеджмент, проектное управление, развитие навыков командной работы.

Не стоит забывать и о массовых программах обучения пользователей, в которых мы также участвуем. Это уже другая сторона — когда мы не учимся, а учим. Обучение проводится силами сотрудников проектной команды либо линейного персонала. Наиболее массовым было обучение работе в системах SAP. Многие сотрудники будут учиться работать в системе видеоконференцсвязи, внедрение которой мы завершили в марте нынешнего года (http://www.iemag.ru/news/detail.php?ID=36305). Программу для разных групп персонала мы уже разработали, и значительная его часть уже прошла обучение или на массовых курсах, или индивидуально. В целом же обучающие курсы — стандартный этап при реализации любой системы автоматизации бизнес-процессов.

В этом году «СИБУР» был удостоен целого ряда наград и премий. Насколько велика в ваших успехах роль корпоративного университета и программ обучения?

Павел Клепинин: Эта роль безусловно есть. Без обучения об успехе любого проекта не может быть и речи, а особенно ИТ-проекта. Люди просто не смогут использовать внедренную систему, если они не умеют с ней работать. При этом обучение должно вестись на примере реальных и понятных кейсов, с которыми сотрудники сталкиваются в своей повседневной деятельности. Работе в том или ином бизнес-приложении можно учить двумя способами: всему, чему та или иная система «умеет», или на основе сценариев, по которым те или иные сотрудники работают. Но эффект дает только второй способ. При обучении «всему» нет никакой гарантии, что люди смогут эффективно работать. Есть масса настроек и функций, которые в повседневной работе бизнес-пользователей просто не нужны, а значит, и учить им ни к чему. Так что обучение на основе сценариев еще и обойдется дешевле. К тому же экономистам требуются одни функции, бухгалтерам другие, логистам третьи, производственному персоналу четвертые…

Как выбирался подрядчик в ходе проекта по оснащению кампуса?

Павел Клепинин: В соответствии с нашей стандартной для всех закупок процедурой. Техническое задание мы разместили на своей электронной торговой площадке, где и состоялись торги. Там процесс полностью автоматизирован, что является дополнительной гарантией их прозрачности. Победителем тендера стала компания INTACT, предложившая лучшие условия. Важным фактором являлось требование уложиться в весьма сжатые сроки, поскольку мероприятия в обновленном КЦО уже были запланированы.

Мы и раньше сотрудничали с этим интегратором, когда он еще назывался SMB Telecom. С их помощью год назад в КЦО была развернута беспроводная сеть Wi-Fi с функцией контентной фильтрации, которая блокирует доступ к ресурсам, не предназначенным для детей. Кроме того, кампусная система интегрирована с сетью видеоконференцсвязи (ВКС). Сеть ВКС была построена в ходе другого проекта, работы по которому шли параллельно. Тут в качестве подрядчика выступал уже другой интегратор — «Астерос» совместно с компанией «Дельта Телеком».

Как шли работы по проекту?

Павел Клепинин: В целом могу назвать проект весьма амбициозным с точки зрения сроков. Многое зависело от дат прибытия оборудования после прохождения всех таможенных процедур. Непосредственно на переоснащение у нас осталось не более полутора месяцев.

И наши специалисты, и ребята из INTACT работали в весьма жесткой связке, управляя проектом крайне аккуратно. При этом понадобилась очень тесная интеграция со строительными работами, которые вели сотрудники АХО. Как только строительные работы заканчивались, в помещения сразу приходили специалисты ИТ-службы и INTACT и начинали монтаж систем. Мы действовали как единая команда.

Что представляют собой системы оснащения кампуса?

Павел Клепинин: Это довольно сложный комплекс, который включает в себя несколько подсистем. В переговорных комнатах таковых четыре: системы отображения, управления, ВКС и совместной работы. В конференц-залах к ним добавляются подсистемы звукового обеспечения и рабочего места выступающего. Кампус оборудован собственной серверной и операторской.

Системы отображения информации основаны на профессиональных дисплеях компании Samsung. В переговорных комнатах это один дисплей с 65-дюймовым экраном, в конференц-залах — видеостена из девяти панелей с диагональю в 43 дюйма.

Для оборудования рабочего места выступающего использовались интерактивные 65­дюймовые панели Samsung. В качестве основы для рабочего места применяются ноутбуки компании Lenovo, которые дополнительно оборудованы внешними клавиатурами, координатными устройствами и презентерами разработки Logitech.

Основу системы управления работой составили мультиформатные передатчики, устройства доступа и управляющие модули компании AMX. Её же решения использовались при организации системы совместной работы.

Сеть ВКС построена на оборудовании Polycom. С ее помощью можно транслировать контент высокой четкости. Использование поворотных потолочных камер этой компании практически исключает появление мертвых зон и позволяет удаленным слушателям лучше следить за тем, что происходит в зале. На потолке размещены и микрофоны, то есть мы смогли отказаться от установки их на столах без ущерба для качества связи. Локальная сеть, включающая беспроводной сегмент, базируется на оборудовании Cisco (коммутаторы 2690, точки доступа 2720).

Для построения аудиосистемы применялось оборудование (усилители, аудиоматрицы) компании Yamaha, а для организации рабочих мест переводчиков — устройства Bosch.

Вся мебель в конференц-залах передвижная. Вкупе с беспроводной Wi-Fi-сетью это заметно повышает трансформируемость помещений при делении команд на группы.

Вы сравниваете ваш кампус с аналогичными проектами других компаний?

Павел Клепинин: Да. Возьмем к примеру General Electric. У нее тоже есть кампус, расположенный в одном из пригородов Нью-Йорка, который сочетает функции своего рода корпоративного санатория и учебного центра. Именно там проводится корпоративное обучение, а также всякого рода командные тренинги — то, что у нас называется тимбилдинг.

В последнее время General Electric в связи с развитием технологий Интернета вещей активно трансформируется. Они сейчас даже называют себя не промышленной, а цифровой компанией, которая предлагает на рынке не оборудование и продукты, а решения. Большое внимание уделяется также выработке лидерских качеств у руководителей подразделений. Причем среди таких тренингов есть и очень интересные. Один из таких курсов проводил, например, специалист NASA, который в свое время руководил миссией марсохода Curiosity. Эта группа объединяла множество инженеров и разработчиков, так что руководить ею — дело весьма и весьма непростое, требующее определенных навыков. И вот этим опытом руководитель и делился с менеджерами General Electric.

Одиссей Карисалов: Такой путь мы считаем правильным. В целом же мы активно изучали опыт, который уже накоплен как у нас в стране, так и международный. Из того, что сделано в России, наибольший интерес у нас вызвал опыт бизнес-школы в Сколкове и Сбербанка.

Как планируется развивать КЦО и в частности кампус в дальнейшем?

Одиссей Карисалов: Можно сказать, что сейчас КЦО находится на одном из знаковых этапов. Мы переходим от модели непосредственно досугового центра к модели многофункционального комплекса, в котором можно проводить целый спектр корпоративных мероприятий. Конечно, в первую очередь это обучающие сессии, всевозможные семинары, в которых мы, кстати, не ограничиваемся потребностями «СИБУРа», хотя они безусловно приоритетны для нас.

В планах — развернуть технологический комплекс для проведения культурно-массовых мероприятий и для организации разного рода интерактивных шоу, как развлекательных, так и обучающих, ориентированных на детей и взрослых. Или создание интерактивных классов с фокусом на деятельности СИБУРа — например, на химии. Такие классы будут ориентированы на детей и подростков, так, чтобы они поняли, насколько важна и значима эта наука в современном мире.

С Одиссеем Карисаловым и Павлом Клепининым беседовал обозреватель Intelligen Enterprise Яков Шпунт