Прежде чем покупать проектор, стоит разобраться, нужен ли он вашей организации. Вполне возможно, что приобретение этого далеко не дешевого устройства совершенно нецелесообразно.

В общем и целом легче сказать, кому проектор нужен. Это в первую очередь гостиницы и бизнес-центры. Сдача проектора в аренду станет для них дополнительной услугой, которая вполне может оказаться востребованной. В крупных городах дело уже давно обстоит именно так, и проектор, особенно для больших залов, давно рассматривается как полноценный элемент оборудования наряду с системами освещения, управления климатом и усиления звука. Другая категория — всевозможные учебные центры и компании, регулярно проводящие инструктажи для своих сотрудников, заказчиков, партнеров. Тут уже сложно найти альтернативу, поскольку другие средства визуализации серьезно проигрывают по цене, массо-габаритным характеристикам, удобству монтажа. Хотя есть и некоторые исключения, о которых ниже. А вот всем остальным имеет смысл хорошо подумать, нужен ли им проектор вообще, а если и нужен, то покупать ли его или лучше взять в аренду.

Когда проектор не нужен

Попробуем разобрать случаи, когда проектор по­просту не нужен. Здесь следует напомнить слабые места таких устройств. Это прежде всего невысокое разрешение, по крайней мере у массовых моделей. На рынке преобладают аппараты, способные выдать не более 1024×768, чего недостаточно, например, для вывода данных САПР/ГИС или любой другой визуальной информации, где необходим высокий уровень детализации. Проблемой может быть и низкий ресурс. У портативного проектора он не превышает 3000 часов, что на порядок ниже, чем у монитора, плазменной или ЖК-панели. Кроме того, проектору надо давать «отдых». Есть и масса других нюансов. Например, не остывший проектор нельзя обесточивать, это чревато снижением ресурса лампы. Так что по уровню «защиты от дурака» данное устройство серьезно уступает другим средствам визуализации. Плюс ко всему оно нуждается в системе охлаждения, что в свою очередь ведет сразу к двум последствиям. Во-первых, проектор является источником шума, уровень которого может быть ниже или выше, но он есть всегда. А во-вторых, его далеко не везде можно эксплуатировать. В запыленных и задымленных помещениях делать это точно не стоит. Конечно, есть аппараты, которые защищены от воздействия этих факторов, но они дороги и рассчитаны на стационарную работу, а значит, тяжелы и громоздки.

Так что для очень многих случаев следует применять другие средства визуализации данных. Производители проекторов уверяют, что для того чтобы получить качественное изображение, необходима любая ровная поверхность и не меньше двух метров до нее. Конечно, в жизни все намного сложнее, но и такие условия далеко не всегда можно обеспечить. Например, если речь идет о выставочном стенде. Ведь иметь полноценный павильон, где есть требуемое пространство, не многие могут себе позволить. К тому же неприятным сюрпризом может оказаться и то, что посетители просто ничего не увидят из-за условий освещения или особенностей материала стен, на которые проецируется изображение. Автору этих строк, который по долгу службы несколько раз в год посещает всевозможные выставки, приходилось быть свидетелем такого рода конфузов не раз и не два. Кстати, особенности освещения, которые мешают работе проектора, могут иметь место где угодно, а не только в выставочном павильоне.

Проектор — решение если не для залов, то по крайней мере для больших помещений. Для переговорных, где обычно собирается не более десяти человек, он просто будет избыточным.

Для таких случаев больше подойдет обычный монитор. Например, 23-дюймовая ЖК-панель на xVA-матрице почти вдвое дешевле самого недорогого проектора при том, что разрешение у неё выше. При выборе более скромного 20-дюймового аппарата выигрыш в цене будет еще больше, но в таком случае уже возможны издержки, прежде всего связанные с малыми углами обзора дешевых матриц на технологии TN.

Купить или арендовать?

Обычно бывает так, что проектор в принципе нужен, но использовать его приходится нерегулярно и не слишком часто. В этом случае стоит серьезно рассмотреть возможность аренды оборудования, благо услуга эта хорошо развита.

Аренда проектора, рассчитанного на большие аудитории, в среднем стоит 8000 рублей за один бизнес-день (здесь и далее — цены в Москве, в других городах они скорее всего будут отличаться; кроме того, при аренде на несколько дней стоимость снижается). Будем считать, что мероприятия, на которых используется такой проектор, проводятся два раза в год и каждое из них занимает по одному бизнес-дню. Соответственно затраты на аренду за год составят 16 000 рублей. Проектор для больших аудиторий, включая минимально необходимое дополнительное оборудование, стоит как минимум 5000 долларов. Как видим, при эксплуатации в таком режиме затраты на покупку проектора оправдают себя через восемь с небольшим лет. Что, кстати, совпадает со сроком, когда проектор безнадежно устаревает морально и физически.

Итак, большой разницы в деньгах при описанном режиме эксплуатации между собственным и прокатным оборудованием нет. Зато при аренде есть существенный выигрыш: эти средства не замораживаются на срок эксплуатации, а график выплат растягивается. Единственное, что может доставить некоторые неудобства, — необходимость обращаться к компании-арендатору заранее, и то при условии, что мероприятие будет проводиться на своей территории. Если же это будет где-то еще, тем более если зал уже оборудован проекционными устройствами и стоимость их аренды автоматически включена в общую стоимость услуг, то и об этом думать не надо. Как и о работах по монтажу-демонтажу оборудования.

Тут вывод в целом очевиден: если проектор вам нужен реже, чем два-три раза в год, то выгоднее брать его в аренду. Если же необходимость в нём возникает чаще, то уже имеет смысл подумать о его покупке. По крайней мере если мероприятия будут проводиться на своей территории.

Средняя стоимость аренды проектора для бизнес-презентаций составляет около 2000 рублей за бизнес-день. Можно найти предложения и дешевле, но они относятся к довольно «пожилым» аппаратам с не самыми высокими характеристиками, так что здесь нужно соблюдать осторожность. Цена же портативного проектора, пригодного для бизнес-презентаций, начинается приблизительно с 30 тысяч рублей (без учета опций, а некоторые из них могут быть необходимы, например сумка для переноски). Такой аппарат должен прослужить не менее пяти лет. Таким образом, чтобы покупка была оправдана, надо, чтобы проектором за этот срок воспользовались не менее двадцати раз, то есть четыре раза в год. Так что задуматься о его приобретении имеет смысл только в том случае, если потребность в проекторе возникает чаще.

Но, увы, не всё так просто. Если в Москве или Санкт-Петербурге взять напрокат проектор не составляет большого труда, то во многих других городах, даже крупных, это может стать проблемой, поскольку такую услугу там просто никто не предоставляет. По крайней мере когда речь идет о портативном устройстве для бизнес-презентаций — с более «тяжелой» техникой сложностей обычно меньше.