На улицах больших городов светодиодные экраны, ярко сияющие даже в самые солнечные дни, стали уже обыденным явлением. Однако лишь недавно появились экраны высокого разрешения, качества изображения которых достаточно для обзора с небольших дистанций и установки в помещениях. Первую инсталляцию такого оборудования в России — двух экранов в зале заседаний Правительства Москвы — осуществила компания Polymedia, реализовав при этом уникальное техническое решение.

Зал, изображенный на фотографии, вероятно, многим знаком по телепередачам канала «Столица» — именно здесь проходят заседания московского правительства. Он просторен, светел, имеет большие высокие окна и довольно сложные элементы внутреннего декора. Создание системы видеоотображения для такого помещения — в любом случае сложная задача, а учитывая назначение зала — тем более.

Задача и выбор технологии

Проект, о котором пойдет речь, заключался в модернизации существовавшей в зале видеосистемы: изменение принятых ранее дизайнерских решений не предполагалось, и необходимо было максимально точно вписаться в размеры прежнего оборудования. В обновлении нуждались, во­первых, морально устаревшие экраны коллективного пользования, а во­вторых, система коммутации видеосигнала, обеспечивающая подачу изображения из аппаратной на экраны и на мониторы, установленные на большом столе. (Действовавшая на тот момент схема доставки и распределения сигналов по витой паре не удовлетворяла заказчика с точки зрения качества.)

«Мы довольно долго выбирали решение вместе со специалистами мэрии, — рассказывает руководитель отдела компании Polymedia по работе с корпоративными заказчиками Дмитрий Чебышев. — Рассматривались различные типы оборудования, в том числе плазменные и проекционные системы, и стало очевидно, что наиболее правильным вариантом для данного зала с точки зрения надежности и характеристик изображения является светодиодный экран. На момент инсталляции оборудования это уже могли быть экраны высокого разрешения, позволяющие полноценно воспроизвести изображение от источника компьютерного сигнала».

Светодиодный экран дает яркое и контрастное изображение, абсолютно не подверженное внешней засветке, и обеспечивает большой угол обзора, что существенно, так как на заседаниях помимо членов правительства могут присутствовать приглашенные лица и представители прессы, которые сидят в креслах на разном удалении от экранов. Полностью отсутствуют блики, поэтому можно не беспокоиться, что отразившиеся от экранной поверхности оконные проемы и светильники исказят воспринимаемую информацию или сделают ее нечитаемой для зрителей в какой­то части зала. Нет вредных факторов, негативно влияющих на здоровье человека; благодаря высокой частоте регенерации (около 400 Гц) изображение не раздражает глаз — и, кстати, всегда хорошо получается при видеосъемке. Еще один большой плюс с точки зрения видеосъемки — это имеющаяся в использованной модели возможность тонкой подстройки цветовой температуры экрана.

Экраны этого типа очень долговечны — они рассчитаны на 50 тыс. часов непрерывного свечения с максимальной яркостью до её 50%­ной потери и на практике способны прослужить более 10 лет без заметного снижения качества визуализации. Для данной инсталляции фактический резерв огромен, так как, во­первых, дисплеи включают только во время заседаний, во­вторых, обычно не на полную мощность (как показывает опыт эксплуатации, в пасмурные дни достаточно 30%­ной яркости) и в­третьих, в любом реальном изображении максимальную яркость имеют лишь немногие точки. Регламентные работы (вроде замены фильтров и ламп в проекционных системах) не требуются, расходные материалы как таковые отсутствуют.

Модульная конструкция светодиодного экрана дает компании возможность самой сконфигурировать зону отображения — например, сделать ее не плоской и прямоугольной, а цилиндрической, с неровным (ступенчатым) краем и даже разрывной (примеры таких инсталляций уже есть). Докупив недостающее число модулей, несложно перейти от стандартного для компьютерных мониторов соотношения сторон 4:3 на новое активно развивающееся 16:9. «Приобретая плоскопанельный дисплей, мы получаем устройство, размер и аспектное соотношение сторон которого заданы производителем на фабрике, — объясняет технический директор Polymedia Игорь Ишеев. — Здесь же абсолютно всё в наших руках. Мы можем построить дисплей произвольного размера и любого аспектного соотношения, а затем при необходимости изменить его». Между модулями нет никаких видимых зазоров, изображение совершенно слитное.

Единственное «но»: светодиодные экраны высокого разрешения — это новый тип оборудования, и чуть ли не каждый проект с их использованием уникален. Специалисты, способные разработать и реализовать такой проект, как и компании, имеющие соответствующие лицензии, пока редки. Одной из немногих является Polymedia.

Изменение конструкции заводских модулей

Светодиодные экраны выпускаются многими производителями в разных странах, не исключая и Россию, но основную их массу составляют модели с большим питчем (шагом пиксела), предназначенные для наружных инсталляций. Из фирм, известных на российском рынке, необходимый для данной инсталляции шаг в 3,5 мм на тот момент могла обеспечить только BARCO. Новые экраны не должны были существенно отличаться по линейным размерам от прежних, и модули BARCO позволяли достаточно точно вписаться в проем между колоннами, обозначенный заказчиком. Каждый из установленных дисплеев смонтирован из 121 (11Ч11) модуля с аспектным соотношением сторон 3:4.

Для проекта специалистам Polymedia пришлось полностью переработать заводскую конструкцию крепления модулей экрана, которая не была рассчитана на фронтальное обслуживание. Хотя регламентные работы светодиодному дисплею не требуются, предусмотреть доступ к модулям для ремонта и замены было необходимо, причем именно с передней стороны, так как экраны жестко крепятся к стене. Подобных решений для систем с малым шагом пиксела нет ни у одного производителя.

В чем же состоит это решение? Если в оригинальной заводской конструкции все модули крепятся к общей раме и последовательно сцеплены друг с другом (и чтобы извлечь модуль из правого нижнего угла, надо снять все остальные), то в варианте Polymedia к раме добавлены вертикальные несущие силовые элементы и модули расположены на них. Любой элемент можно наклонить и снять нужный модуль, не трогая остальных и не снимая экрана. Таким образом, новая конструкция не только обеспечивает фронтальный доступ, но и значительно ускоряет ремонт (замену) модулей по сравнению со штатной процедурой. А ведь все ремонтные работы в мэрии должны будут проводиться очень оперативно — договор на обслуживание предусматривает устранение неисправности в течение полутора­двух часов, и именно новое конструктивное решение позволяет выполнить столь жесткие условия.

«В действительности такое решение нам пригодилось практически сразу, — рассказывает Игорь Ишеев. Когда экраны уже были собраны и установлены на места, производитель прислал нам модернизированную версию узлов для некоторых модулей. Если бы дисплей монтировался так, как было предусмотрено заводскими инструкциями, нам пришлось бы его полностью разобрать, но благодаря возможности обслуживания с фрронтальной стороны замена оказалась значительно менее трудоемкой». Конструкционное решение, созданное инженерами Polymedia, было высоко оценено как фирмой BARCO, так и другими разработчиками светодиодных экранов.

Работы по проекту

Правительство Москвы заседает еженедельно, поэтому модернизацию видеосистемы требовалось провести в весьма сжатые сроки. Она была приурочена к ремонтно­реставрационным работам в зале, что предполагало тесный контакт и очень четкое взаимное согласование действий со строителями. На всё вместе отводилось двадцать дней, примыкающих к майским праздникам 2006 года: последнее заседание перед ними было перенесено в другое помещение, а первое после них (11 мая) должно было состояться — и состоялось — в свежеотремонтированном зале с новой видеосистемой.

При демонтаже старых экранов специалисты Polymedia тщательно обследовали стены, на которых они крепились, и убедились, что нагрузка была допустимой: ни трещин, ни сколов не возникло, так что можно было без опасений вешать новые рамы. Отметим здесь еще одну особенность монтажа: поскольку светодиодные экраны охлаждаются вентилятором, в короб, через который проходит воздух для охлаждения тыльной стороны дисплея, заложили звукопоглощающий материал, который сделал уровень шума практически незаметным.

Мебель в зале не менялась, и мониторы на столах, а также акустическая система остались прежними. А вот система распределения видеосигнала, как уже упоминалось, была заменена на новую. Из аппаратной, где установлен новый коммутатор большой емкости, сигнал по оптическому кабелю передается в зал (расстояние — несколько десятков метров) в цифровом виде, а дальше разводится по мониторам и экранам как VGA. Таким образом, помехи и потеря качества (довольно заметная в прежней системе) исключаются.

Была установлена также система интегрированного управления, которая наряду с выполнением обычных функций ведет мониторинг состояния экранов и в случае сбоя автоматически формирует сообщение электронной почты, отсылаемое в сервисный центр Polymedia. Таким образом, служба технической поддержки сразу узнает о характере неисправности и может определить, нужно ли выезжать специалисту, и если да, то с каким оборудованием. Непосредственно по окончании проекта специалисты Polymedia некоторое время осуществляли прямую техническую поддержку мероприятий, присутствуя в аппаратной на случай каких­либо непредвиденных обстоятельств. Сейчас такой необходимости уже нет.

Результат

Итак, на торцевой стене зала установлены два ярких светодиодных экрана. Как правило, на одном из них демонстрируется текущая презентация, на втором — повестка дня. Рабочие места членов Правительства Москвы оборудованы ЖК­мониторами с возможностью переключения каналов, т. е. каждый может вызвать на свой монитор изображение с любого из них. На трибуне докладчика установлен интерактивный дисплей фирмы Smart для управления презентацией. При необходимости докладчик может специальным пером внести в слайды графические комментарии, а затем сохранить их и раздать слушателям после доклада.

Данный проект представляет собой первый в Европе опыт установки светодиодного оборудования в конференц­зале и уникален по примененным техническим решениям. В этом году он стал одним из четырех номинантов международной премии, учрежденной ассоциацией производителей и интеграторов аудиовизуального оборудования Infocomm International и журналом InAVate. Что же касается заказчика, то лучшее доказательство его высокой оценки — то, что уже подписан договор и ведутся работы по оснащению подобным решением еще одного зала в здании Правительства Москвы.