Можно ли довести до совершенства владение иностранным языком, занимаясь с преподавателем раз в неделю по полчаса и вообще его не видя? Опыт сотрудников компании «Северсталь Ресурс» показывает, что можно.

Сегодня дистанционное обучение иностранным языкам по телефону распространено очень широко. Такие услуги предлагает огромное число компаний. Достоинства очевидны: это индивидуальные уроки с носителями языка в удобное время, без необходимости куда‑то ездить или принимать преподавателя у себя, причем они дешевле занятий с репетитором. То, что учитель и ученик не видят друг друга, поначалу несколько непривычно, но вряд ли должно считаться недостатком — ведь так приобретается нужнейший навык понимания иноязычной речи по телефону. Успешному ходу урока отсутствие личного контакта не мешает, а в случае затруднений всегда можно перейти в чат.

Международные разговоры с другой стороной Земли уже давно сделались частью нашей повседневной жизни, однако их широкое использование в качестве инструмента учебных занятий — сравнительно новое достижение. Понятно, почему это так: чтобы приобрести массовый характер, услуга должна стать рентабельной, а стоимость дальней связи радикально снизилась лишь в последние годы. Каких‑нибудь десять лет назад, когда еще не начался бум IP- и интернет-телефонии и не существовало Skype, идея сервиса, базирующегося на длинных разговорах на большие расстояния, вовсе не казалась естественной. И можно без преувеличения сказать, что Кристоф Ферранду, основатель и нынешний глава компании goFLUENT, который в 2000 г. сумел разглядеть возможность телефонного обучения, совершил настоящее открытие.

Бизнес, основанный клиентом

Первоначально Ферранду организовал дистанционное обучение для себя лично и с использованием местной, а не дальней связи. Приехав из Франции работать в нью-йоркском отделении банка Credit Lyonnais («Лионский кредит»), будущий основатель goFLUENT ощущал необходимость усовершенствовать свои познания в английском языке. А поскольку плотный рабочий график не позволял ему посещать обычные занятия, он решил проблему, найдя преподавателей, которые стали заниматься с ним с использованием телефона и Интернета. Опыт оказался удачным, появились другие ученики. Был заключен договор с оператором дальней связи, и уже на рубеже 2000 и 2001 г. молодая компания смогла выйти на французский рынок, предложив обучение английскому языку по телефону. Сейчас ее отделения работают, помимо Франции, в Германии, Швейцарии, Испании, Италии, России и Японии (а также в США, Канаде и на Филиппинах, где находятся в основном преподаватели). Российское отделение начало свою деятельность в 2007 г.

Принципы работы goFLUENT постоянны: во главу угла ставятся высокое качество преподавания и удобство дистанционной формы. Компания ориентируется преимущественно на корпоративный сектор, хотя на ее сайте можно заказать и индивидуальное обучение. Как объяснил генеральный директор российского отделения goFLUENT Евгений Бойчук, доля частных клиентов, которые приходят по рекомендации друзей и родственников или просто по информации на сайте, сегодня не очень велика — большинство учится за счет работодателя. Преподается только английский язык, с упором на деловое общение — узкая специализация позволяет уделять повышенное внимание методикам преподавания, а объем клиентской базы снижается незначительно (95 % общемировой потребности в изучении иностранных языков приходится на английский). Недавно компания обновила свой портал и стала предлагать новые форматы обучения в дополнение к телефонным занятиям. Это обучение eLearning с обширным набором ресурсов для самостоятельных занятий и полностью новым подходом к формату онлайн-обучения, групповое обучение в небольших группах в режиме видеоконференции и обучение в режиме блога для совершенствования навыков деловой переписки. На портале также предоставляется возможность бесплатно проверить свой уровень владения языком, включая понимание устной речи на слух.

Стандартный телефонный урок продолжается полчаса. Занятия проходят раз в неделю или чаще — специалисты goFLUENT рекомендуют заниматься не менее двух раз в неделю. После каждого занятия преподаватель присылает отчет о состоявшемся занятии с указанием допущенных ошибок и домашним заданием — упражнениями, текстами и другими материалами для самостоятельной работы.

Процесс обучения координируется специаль­ными менеджерами. Преподаватели goFLUENT — жители США, Канады и Филиппин, для которых английский язык родной. Все они — штатные сотрудники и квалифицированные профессионалы: для поступления на работу в компанию нужно иметь высшее образование (студенты не принимаются) и не менее чем трехлетний стаж работы по специальности. В компании имеется методический отдел, занимающийся разработкой учебных материалов и их адаптацией в соответствии с потребностями различных типов клиентов. Часть материалов создается внешними поставщиками (в частности, материалы для портала электронного обучения готовит агентство «Франс Пресс»). Во всех трех странах для преподавателей действуют очные центры повышения квалификации. Всего в goFLUENT более 400 преподавателей, занятых полный или неполный рабочий день. В месяц они обучают более 40 тыс. человек, в том числе несколько тысяч в России, где у goFLUENT около 200 корпоративных клиентов (это и собственно российские предприятия, и представительства зарубежных компаний).

Благодаря любезности goFLUENT я получила возможность пройти тестовое телефонное занятие и (это не только разрешено, но и всячески приветствуется) задать вопросы преподавателю. Он рассказал, что звонит ученикам сам, но не напрямую, а через промежуточный сервер, находящийся на Филиппинах, набирая специальный номер дозвона, так что разговор оплачивается за счет goFLUENT. По ходу нашей беседы, довольно непринужденной, преподаватель успевал делать пометки, касающиеся моего уровня, в специальном файле, а через десять минут после окончания урока отправил мне список замечаний и предложений, статью для следующего занятия и поместил в мой личный кабинет результаты теста. Не знаю, какой вывод сделал бы специалист, но, на мой непрофессиональный взгляд, преподаватель работал безукоризненно.

Заказчик

Компания «Северсталь Ресурс» сотрудничает с goFLUENT уже два года. Стоит заметить, что в «Северсталь Ресурсе» хорошо развита система корпоративного обучения, внутреннего и внешнего. Сотрудники имеют возможность получать дополнительные знания и по горнодобывающей и металлургической промышленности, и по различным вопросам управления, таким как правовое регулирование деятельности предприятий, правила учета, технические нормативы. Для менеджеров проводятся тренинги по навыкам делового общения — искусству проведению презентаций, переговоров и т. д. Кроме того, в компании востребовано обучение английскому языку: «Северсталь Ресурс» работает с зарубежными компаниями, имеет в своем составе предприятие в США, ведет работы в Африке.

Бизнес-единицы компании находятся в удаленных друг от друга регионах, поэтому здесь уже давно существует дистанционная форма обучения. В базе Системы электронного дистанционного обучения (СЭДО) более 120 учебных курсов по управлению, производственной безопасности, навыкам ведения переговоров и презентаций, работе с офисными программами и другим темам. Дистанционные курсы доступны по запросу: сотрудник может подать заявку, подключиться к системе дистанционного электронного обучения, пройти выбранный курс, а по окончании протестировать свои знания и получить внутренний сертификат. Осенью 2008 г. у сотрудников «Северсталь Ресурса» появилась возможность дистанционно изучать и английский язык: раньше использовалась только очная форма — групповые занятия с внешним преподавателем.

Совместный проект «Северсталь Ресурса» и goFLUENT планировался как широкомасштабный — он должен был охватить всех сотрудников компании, нуждающихся в обучении английскому языку. Подготовительный этап прошел в соответствии с этим первоначальным планом. «Мы проводили тестирование сотрудников по всей компании и сравнивали ожидаемый уровень знания языка с фактическим, — рассказывает Любовь Александрова, координатор программ обучения персонала в «Северсталь Ресурсе». — По результату определяли, нужно ли сотруднику подтянуть свой английский и что ему лучше подойдет — групповое или дистанционное обучение». Занятия начались сразу в трех городах — Москве, Воркуте и Оленегорске. Однако вскоре, в период экономического кризиса, обучение большинства сотрудников вынужденно прервалось. Продолжили курс лишь несколько человек, которым английский требовался непосредственно в их текущей работе. В 2010 г. обучение английскому языку возобновилось в полном объеме.

При дистанционном обучении график занятий каждый студент устанавливает сам на своем личном интернет‑сайте goFLUENT. Он может указать любой номер, по которому будут доступен, — домашний, служебный (находиться в нерабочие часы в офисе и пользоваться там телефоном и компьютером разрешается), а при необходимости и мобильный. Сотовая связь не так надежна, как стационарная, но затруднения возникают редко (на стационарных линиях их не бывает вообще).

«Основное достоинство дистанционных занятий, которое мы учитывали, когда выбирали форму обучения, — говорит Любовь Александрова, — это, безусловно, удобство графика, то, что человек может назначить себе урок в любое подходящее для него время: рано утром, поздно вечером, в выходные. Ему не понадобится отменять занятие, если он находится не в Москве (а наши сотрудники часто ездят в командировки). Также очень удобно, что для занятий не требуется дополнительных помещений. Еще один плюс, очень существенный для меня как для координатора обучения, — администрирование. Отчетность выгружается легко, а все, что касается назначения, отмены и переноса занятий, сотрудники делают сами».

Таковы преимущества дистанционного обучения с точки зрения компании. Что же касается студентов, то они, по наблюдениям Любови Александровой, более всего ценят в занятиях их индивидуальный характер и возможность общения с интересными людьми. «Сотрудник, — объясняет она, — одновременно и обучается, скажем, грамматике или навыкам разговорной речи, и развивается культурно, потому что преподаватели — это люди из других стран, они могут очень много рассказать, и на знакомые нам вещи у них свой взгляд». Конечно, для этого преподаватель и ученик должны подходить друг другу. При назначении очередного урока goFLUENT дает возможность выбора. Нередко сотрудники рекомендуют друг другу понравившихся преподавателей. «Некоторые преподаватели явно пользуются особой популярностью, — замечает Любовь Александрова и добавляет: — Общее мнение сотрудников — надо найти “своего” преподавателя. Если ты его нашел, обучение идет легко и непринужденно, в форме дружеской беседы».