Гостиничный бизнес все активнее внедряет энергосберегающие технологии, экономит воду, сокращает количество мусора: это полезно и обществу в целом, и самим отелям. И здесь могут найти применение специализированные решения, помогающие отелю оценить и улучшить свои показатели энергоэффективности.

Schindlerhof и Solar

Несколько лет назад мне попалась на глаза книга Клауса Кобьёлла, владельца отеля Schindlerhof в окрестностях Нюрнберга, в которой среди прочего говорилось: «У нас в отеле затраты на энергию за последние четыре года выросли вдвое — и выросли бы почти втрое, если бы мы все это время не принимали самых жестких контрмер. В Париже появился первый отель, который ни цента не платит за потребление энергии. Потребителем энергии остается только кухня. Если бы я сегодня потратил миллион на такой проект, то вообще не должен был бы обращаться в банк за финансированием. Судите сами: в прошлом году энергия обошлась мне в 180000 евро».

Цифра 180000 евро относится к 2005 году (книга представляет собой запись семинара, проходившего осенью 2006-го). Миллионный проект на данный момент остается неосуществленным, но с помощью разнообразных не столь дорогостоящих мероприятий Schindlerhof сократил потребление электроэнергии примерно втрое: в 2009-м затраты на нее составили 63108, в 2010-м — 77590 и в 2012-м — 68377 евро (тарифы с 2005 года выросли).

Кобьёлл не назвал своих французских коллег, добившихся столь замечательного результата, и я не нашла дополнительной информации об этом проекте. Однако поиски привели меня на сайт другого отеля, который в знак своей приверженности идеям экологии принял в 2009 году название Solar. В отличие от четыркхзвездочного Schindlerhof это гостиница эконом-класса, которой энергосберегающие технологии дают возможность поддерживать низкие расценки.

При всем несходстве двух отелей решения, направленные на экономию энергии, у них во многом похожи и рассматриваются в составе более ши­рокого комплекса мероприятий по охране окружающей среды — вместе с экономией воды и рациональной утилизацией отходов. И в Schindlerhof, и в Solar для внутреннего освещения используются лампы с низким энергопотреблением — светодиодные и компактные люминесцентные. В Solar на всех этажах установлены автоматические выключатели, соединенные с детекторами движения (свет загорается, когда кто-либо проходит по коридору, и через некоторое время гаснет), в Schindlerhof это планируется.

В уличный фасад Solar вделаны солнечные панели, от которых частично запитывается наружное освещение. Schindlerhof в 2005 году рассматривал предложение об установке подобных панелей, но из-за высокой на тот момент стоимости, а также по архитектурным соображениям от идеи отказались. Возможно, к ней вернутся при строительстве нового корпуса. Вообще использование солнечной энергии в гостиничном секторе — технически непростая задача, первые масштабные решения такого рода только начали появляться. Оба отеля перешли на сантехнику оборудование с пониженным расходом воды. В Schindlerhof есть система очистки водопроводной воды — чем лучше вода, тем меньше ее нужно, — в Solar установлены три рекуператора для сбора дождевой воды, которая используется для технических целей. И там и там сортируется мусор. Что касается пищевых отходов, то Schindlerhof, в котором есть свой ресторан, сдает их в переработку фирме, производящей корма для животных, а нетронутую еду передает нуждающимся через местную благотворительную организацию. В Solar отходов сравнительно немного (это только остатки завтраков), и их утилизируют на месте, выбрасывая в герметичный компостный барабан, стоящий в саду.

Компактные люминесцентные лампы, естественно, сдаются в переработку. В Schindlerhof печатается довольно много бумажных документов, поэтому отель сдает в переработку также использованные картриджи и отработанный тонер — фирма, забирающая их, даже выплачивает небольшое вознаграждение.

И Schindlerhof, и Solar ориентируются на здоровые экологически чистые продукты, натуральную косметику, моющие средства и материалы для ремонта без вредных компонентов. В Solar уже десять лет полностью запрещено курение, а чтобы оградить постояльцев от вредного воздействия электромагнитных полей, сеть Wi-Fi развернута только на первом этаже, в номерах она недоступна (взамен есть бесплатный проводной Интернет). Борется отель и с засильем автомобилей: к услугам гостей — велосипеды, а также схемы и расписания движения парижского общественного транспорта.

Второй баланс

Оба отеля испытывают потребность в объективной оценке своей энергоэффективности. Как сказано на сайте Solar, он первым из гостиниц эконом-класса стал подводить так называемый «углеродный баланс» (Bilan Carbone), который для более крупных предприятий и организаций во многих случаях обязателен по действующему французскому законодательству. Этот механизм, разработанный одноименной ассоциацией, позволяет вести учет выброса парниковых газов для систем обмена типа углеродных бирж и заложить основу для эффективных решений по снижению энергопотребления.

Углеродный баланс Solar, публикуемый ежегодно одновременно с финансовым, составляется экспертами экологической ассоциации Bureau horizons. Schindlerhof решает задачу оценки с помощью специализированного Web-сервиса Hotel Optimizer, который используется главным образом отелями в Швейцарии (родной стране разработчиков) и в ОАЭ. По оценке авторов сервиса, именно на Ближнем Востоке проблема энергоэфективности стоит в гостиничном бизнесе особенно остро: средний объем выбросов CO2 пятизвездочного отеля в Дубае составляет около 6250 тонн в год (для аналогичного европейского отеля — 3000 тонн), затраты на коммунальные услуги — около 2 млн. долл. в год.

Сервис позволяет клиентам-гостиницам собирать и анализировать собственные данные по по­треб­лению электроэнергии, воды и производству отходов, не поддающихся вторичной переработке, рассчитывать эмиссию CO2 и оценивать собственную эффективность. Еще одна функция — анонимный бенчмаркинг: можно сравнить свои показатели со средними по всем пользователям и с любым пользователем своего класса, чтобы понять свои сильные и слабые стороны. Ежегодно генерируются подробные отчеты и вырабатываются рекомендации.

Разработчики уверены, что потребление энергии и воды необходимо отслеживать не менее тщательно, чем финансовые потоки. Пока эту идею приняли лишь немногие, но постепенно она будет распространяться все шире.

Экограду — экологичную печать

Тарик Алхаурани,
директор по развитию бизнеса KYOCERA Document Solutions Russia

Огромные выбросы СО2 и проблемы загрязнения в ОАЭ беспокоили президента Объединенных Арабских Эмиратов, шейха Халифа ибн Зайд Аль Нахайяна. Беспокоился он также о будущем экономики и хотел избежать ее «придаточного» характера. Все это вызвало к жизни решение построить первый в мире экоград — Масдар — с институтом, где ведется множество интересных разработок, связанных с поиском новых возобновляемых источников энергии.

Задачи по строительству самого экологичного города в мире решались не без участия наших устройств печати. Продукты компании Kyocera были выбраны для оснащения Масдара с учетом наиболее строгих требований к охране окружающей среды. Благодаря уникальной технологии производства экологичные принтеры и МФУ Kyocera попали в «зеленые» офисы Масдара. В устройствах Kyocera единственным расходным материалом является тонер, поэтому количество твердых отходов и, как следствие, выбросов СО2 — минимальное из возможных. Картридж в наших устройствах закреплен отдельно, и его не нужно менять каждый раз, когда вам всего лишь необходимо добавить порошок. Такой подход значительно сокращает стоимость эксплуатации самих устройств, за счет чего достигается экономия расходов на печать и минимизируется нагрузка на окружающую среду. Мы гордимся тем, что город будущего Масдар выбрал именно наши устройства.